Линия жизни. 1925-1976

Эрнст Неизвестный — линия жизни

(1925-1976)

1925

Свердловск

Эрнст Неизвестный – скульптор, художник, график и философ — родился в Свердловске 9 апреля 1925 года в семье детского врача-отоларинголога Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898-1979) и Беллы Абрамовны Дижур (1903-2006), поэта и автора научно-популярных книг для детей.

 

Родной дом Э.И. Неизвестного. © Фотография Полины Рагулиной
 

 

Белла Абрамовна была поклонницей творчества Анны Ахматовой, назвала сына в честь одного из героев стихотворения поэтессы. Будущий скульптор решил сменить имя, выбрав более взрослый вариант — Эрнст.

 

Эрнст Неизвестный. 9 апреля 1927. © Архив Наталии Неизвестновой
Эрнст Неизвестный с родителями. 1920-е. © Фотография из архива Анны Грэм / Художественный музей Эрнста Неизвестного
Белла Дижур с детьми. 1935. © Фотография из архива Анны Грэм / Художественный музей Эрнста Неизвестного
previous arrow
next arrow
 
Я была очень молода. Была поклонницей Ахматовой, и у неё была поэма «Эрик синеглазый Севера король». Я её напевала, а когда была беременна мне очень хотелось придумать какое-нибудь необыкновенное имя (для сына – прим.). Мой муж надо мной посмеивался. И я назвала сына вопреки желаниям всех родственников — Эрик. Он себя назвал Эрнст. Это он сам уже потом. «Эрик синеглазый Севера король». Мне так хотелось, чтобы он у меня был синеглазый, но не получился…Белла Дижур. Цитата из д/ф «Неизвестное о Неизвестном»

1934

Эрик Неизвестный отправился на отдых в Крым в пионерлагерь «Артек». В будущем он вернётся в Гурзуф, для того чтобы создать 150-метровый барельеф, посвящённый детям разных континентов.

 

Пионер Эрик Неизвестный (4 ряду, 3 справа налево) на отдыхе в Артеке. 1934. © Фотография из фондов МДЦ «Артек»
 

1937

В 1937 году молодая семья переехала в недавно построенный (1935) для спортивного общества «Динамо» многоквартирный дом в стиле неоклассицизма. Будущий скульптор посещал изо-студию при Дворце Пионеров.

 

Дом по ул. Физкультурников, 30 где с 1937 по 1945 год жил Эрнст Неизвестный. © Фотография Полины Рагулиной
Городской Дворец творчества детей и молодёжи (бывший Дворец пионеров). © Фотография Полины Рагулиной
previous arrow
next arrow
 

1942

Самарканд

В 1942 году Эрик Неизвестный окончил школу-десятилетку в Свердловске, одновременно продолжая обучение в художественных студиях города. Свердловским комитетом по делам искусств он был командирован в ленинградскую школу для художественно одарённых детей, которая находилась тогда в Самарканде (куда была эвакуирована в полном составе преподавателей и учеников). Не окончив даже первого учебного года, тяжело заболел брюшным тифом. По выходе из больницы в 1943 году ушёл добровольцем на фронт.

 

Самарканд, Узбекистан
© Getty Images / WorldWideImages

1943

В 1943 году поступил в Красной армии в офицерскую школу в городе Кушка, где в течение шести месяцев проходил военную подготовку:

 

Эрнст Неизестный. Кушкинский крест. 27 февраля 1998. Надпись: «В моё время было написано "Здесь медленно умирал я душою и телом"». Из собрания Марка Штейнберга
Эрнст Неизестный. Кушкинский крест. 27 февраля 1998. Надпись: «В моё время было написано "Здесь медленно умирал я душою и телом"». Из собрания Марка Штейнберга
previous arrow
next arrow
 
Самое поразительное, пожалуй, что я, вчерашний студент художественной школы, очень быстро втянулся в эту лихорадочную по напряжению жизнь. Более того — она мне нравилась. Я успешно овладел не только нехитрыми премудростями пулемётной практики, пехотной тактики, но и проявил выносливость на марш-бросок. Кроме того, стал одним из лучших на курсе мастером рукопашного боя, что потом пригодилось на фронте.Эрнст Неизвестный

1944

Эрнст Неизвестный с 1944 года служил в воздушно-десантных войсках 2-го Украинского фронта.

***

Полностью погиб батальон,
Гвардейская не прошла пехота.
Недоступный в земле и бетоне укрепрайон
Штурмовала вторая штрафная рота.
После боя тишина необъятная, ночь тиха.
Крепко обнявшись, спят трупы.
На небе играет окровавленная луна…
Мой Мишенька-друг разорван от позвонков до пупа,
Не поймешь, где живот, где спина…

1944

Эрнст Неизвестный. 1940-е. Фото из Из д/ф «Бронзовый век»
Эрнст Неизвестный. 1940-е. Фото из Из д/ф «Бронзовый век»
previous arrow
next arrow
 

1945

В конце войны 22 апреля 1945 года в Австрии он был тяжело ранен, ошибочно признан погибшим, за проявленный героизм «посмертно» награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Вернулся в родной Свердловск осенью 1945 года, демобилизовавшись по ранению, как инвалид II-ой группы.

 

Наградной лист Эрнста Неизвестного
Наградной лист Эрнста Неизвестного
previous arrow
next arrow
 
Приказ о награждении Эрнста Неизвестного Орденом «Красная Звезда». 4 мая 1945
Приказ о награждении Эрнста Неизвестного Орденом «Красная Звезда». 4 мая 1945
previous arrow
next arrow
 

1946

Рига

После демобилизации Эрнст Неизвестный поступил в Латвийскую академию художеств на скульптурный факультет. В Риге он проучился с 1 октября 1946 года по 27 марта 1947 года.

 

Латвийская академия художеств. Рига, Латвия. © Фотография Александра Мальцева
 

1947

Москва

С 1947 по 1954 год учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова, параллельно являясь вольнослушателем на философском факультете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

1949

Студенческие годы — это период становления Мастера. В эти годы скульптор обучается академической манере, создаёт на третьем курсе скульптуру «Женский торс».

В то же время Неизвестный тайно исследует искусство первых русских модернистов, которое было спрятано в запасниках музеев. Результатом этого становится создание скульптуры «Конструкция». Работа датируется 1949-1950 годами, когда художник обучался в МГАХИ им. В. И. Сурикова, и представляет собой один из немногих экспериментов с использованием нефигуративного языка форм.

 

Эрнст Неизвестный. «Женский торс». Шведский гранит, 1949. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
Эрнст Неизвестный. «Женский торс». Шведский гранит, 1949. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова
previous arrow
next arrow
 
Эрнст Неизвестный. «Строительство» (Construction). 1949-1950
Эрнст Неизвестный. «Строительство» (Construction). 1949-1950
previous arrow
next arrow
 

1952

Эрнст Неизвестный, «Первая встреча, или Иосиф Сталин знакомит Ленина со Свердловым», гипс, 1952. МИЕ
Эрнст Неизвестный. Горельеф «Я. М. Свердлов призывает к вооружённому восстанию уральских рабочих», тонированный гипс, 1953-1954. МИЕ
previous arrow
next arrow
 
Эрнст Неизвестный в начале 1950-х годов во время обучения в Москве периодически приезжал на каникулы в Свердловск  В этот период он создал несколько работ, посвящённых революционным лидерам начала XX века.

Несколько своих произведений скульптор посвятил Свердлову. Одна из работ изображает, как Сталин знакомит Ленина со Свердловым. Выразительны позы политических лидеров. В их жестах присутствует психологизм, а фигура Сталина смещена из центральной части композиции немного в сторону, хотя работа была сделана ещё при жизни вождя народов.

1953

С 1953 года Эрнст Неизвестный начинает работу над серией «Война – это…», в которую вошли скульптуры «Мёртвый солдат» (1953-1957), «Солдат, пронзённый штыком» (1955), «Раненый солдат» (1958-1962), «Шаг» (1960-1961).

 

Буда и Пешт

Затишье. Попадали группами.
Сразу уснули усталостью стертые.
В крови.
Обнявшись живые с трупами.
Не противно. Все будем мертвыми.
Кто тут есть? Подымайсь, ребята.
Незнакомые спокойно синеют лица.
Эй! Живые второго штурм-бата,
Подымайсь! Пора веселиться.

1945

Эрнст Неизвестный. «Мёртвый солдат». 1953-1957. Бронза. «Музей Древо жизни», Уттерсберг. © Фотография Владимира Лазарева
Эрнст Неизвестный. «Солдат, пронзённый штыком». 1955. Бронза. "Музей Древо жизни", Уттерсберг. © Фотография Владимира Лазарева
Эрнст Неизвестный. «Раненый солдат». 1958-1962. Бронза. ХМЭН. © Фотография Александра Мальцева
Эрнст Неизвестный. «Шаг». 1960-1961. Бронза. © Фотография из архива Художественного муея Эрнста Неизвестного
previous arrow
next arrow
 

1954

В этом году был объявлен конкурс на создание памятника, посвящённого 300-летию воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Эрнст Неизвестный принял в нём участие, представив свой проект под названием «Сказитель».

1955

В 1955 году Эрнст Неизвестный стал членом секции скульпторов Московского отделения Союза художников СССР. Он участвовал и побеждал в целом ряде всесоюзных и международных конкурсов.

 

Эрнст Неизвестный. 1950-е. © Фотография из архива Художественного музея Эрнста Неизвестного
 

1956

В 1956 году скульптор стал лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!».

 

В Асбесте Эрнст Неизвестный руководит работами по созданию монументов, посвящённых двум музам — науки и искусства. Они создавались пленными немцами и были установлены возле Дворца культуры.

 

Придерживался традиции так называемого ампира, сталинской традиции. Наши учителя лепили такие фигуры для высотных зданий, для станций. Это стилизация под сталинский стиль. Это неофициально называлось не соцреализмом, а сталинским ампиром.отмечал в интервью Михаилу Петрову от 2013 года Эрнст Неизвестный

 

Эрнст Неизвестный. «Древо жизни». 1960-1970-е. Фотобумага, тушь. ХМЭН
© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного

 

Эрнст Неизвестный придумал «Древо жизни». Этот проект стал программным в творчестве художника.

 

Ночью мне приснилось “Древо жизни”. Это было сердце из семи витков. Я его зарисовал, и вдруг цель мне стала ясна: все мои работы станут частью этого сооружения.Эрнст Неизвестный

1958

Скульптор завершил работу над барельефом «Вечный круговорот» на Донском кладбище (Москва).

 

Эрнст Неизвестный. «Вечный круговорот». 1958. Фотография из архива ХМЭН © Ernst Neizvestny
 

1959

Эрнст Неизвестный. Проект Монумент Победы (Москва). 1950-е. Изображение из книги Джона Бёрджера «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» © Ernst Neizvestny
Эрнст Неизвестный. Проект Монумент Победы (Москва). 1950-е. Изображение из книги Джона Бёрджера «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР» © Ernst Neizvestny
previous arrow
next arrow
 
Неизвестный стал победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне, однако его проект так и не был реализован.

Джон Бёрджер, автор книги «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный» так истолковал проект монументального комплекса:

Тёмный туннель, внутри которого стоят фигуры, олицетворяющие ужасы войны. В дальнем конце туннеля сверкает стальная игла высотой с многоэтажный дом, а рядом с нею стоит на своей вершине опрокинутая пирамида. На нависающих гранях пирамиды выбиты имена героев, а на её основании вверху расположено озеро — озеро слёз.

1962

1 декабря состоялась выставка, посвящённая 30-летию МОСХа в Манеже (Москва). На ней были показаны работы Эрнста Неизвестного и его друзей-художников, в частности, Бориса Жутовского, Юло Соостера, Владимира Янкилевского, Юрия Соболева. Эрнст Неизвестный в день открытия выставки вступил в спор об искусстве с Первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым.

 

Эрнст Неизвестный и Никита Хрущёв на выставке, посвящённой 30-летию МОСХа в «Манеже» . 1 декабря 1962. © Фотография Александра Устинова
Эрнст Неизвестный и Никита Хрущёв на выставке, посвящённой 30-летию МОСХа в «Манеже» . 1 декабря 1962. © Фотография Александра Устинова
previous arrow
next arrow
 

 

17 декабря скульптор участвует во встрече Хрущёва с творческой интеллигенцией в Доме приёмов на Ленинских горах.

 

Эрнст Неизвестный. Дом приёмов на Ленинских горах. Москва. 17 декабря 1962. © Фотография из архива Анны Грэм
Эрнст Неизвестный. Дом приёмов на Ленинских горах. Москва. 17 декабря 1962. © Фотография из архива Анны Грэм
previous arrow
next arrow
 

1965

Международное жюри присудило Эрнсту Неизвестному первую премию (за графическую серию «Ад») на художественном конкурсе, организованном ЮНЕСКО в Белграде в честь 700-летия Данте. Среди участников были Роберт Раушенбург и Сальвадор Дали.

 

Мастер участвует в выставке в Музее современного искусства в Белграде и в симпозиуме «Скульптура в свободном пространстве». Создаёт две скульптуры — «Кентавр» (город Врнячка Баня) и «Каменные слёзы» в Югославии.

Эрнст Неизвестный, «Кентавр». Мрамор. 1965, Врнячка-Баня, Сербия. Фотография из архива Художественного музея Эрнста Неизвестного
Эрнст Неизвестный. Беатриче. Из серии «Ад» Данте. 1966. Собрание музея «Древо жизни», Уттерсберг, Швеция.
previous arrow
next arrow
 

1966

Эрнст Неизвестный выполняет 150-метровый декоративный рельеф «Прометей и дети мира» для пионерского лагеря «Артек» (Гурзуф).

В Ивановском молодёжном театре состоялась премьера спектакля «Парабола» по произведениям Андрея Вознесенского. Оформлением спектакля занимался Эрнст Неизвестный.

 

Эрнст Неизвестный. «Прометей и Дети мира». 1966-1967. Туф. © Фотография из архива Художетсвенного музея Эрнста Неизвестного
 

1968

«Цветок Лотоса». Бетон. 1968. ©Фотография Полины Губкиной
Иллюстрация Эрнста Неизвестного «Монархия». Данте Алигьери. «Малые произведения». 1968
previous arrow
next arrow
 

Неизвестный стал победителем международного конкурса на проект мемориала дружбы народов «Цветок лотоса», который был открыт в 1971 году на Асуанской плотине в Египте.

Издательство «Наука» выпускает «Малые произведения» Данте с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

1969

Известный арт-критик Джон Бёрджер публикует книгу «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР».

Книга переведена на многие языки, в том числе немецкий, французский и турецкий.

В издательстве «Молодая гвардия» выходит поэтический сборник Эдуардаса Межелайтиса «Лирические этюды» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного. Эта книга станет одной из настольных до последних дней жизни художника.

John Berger. Art and Revolution: Ernst Neizvestny and the Role of the Artist in the U.S.S.R. © Pantheon Books
John Berger. Art and Revolution: Ernst Neizvestny and the Role of the Artist in the U.S.S.R. © Pantheon Books
previous arrow
next arrow
 

1970

Иллюстрация Эрнста Неизвестного. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание». 1970
Иллюстрация Эрнста Неизвестного. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание». 1970
Иллюстрация Эрнста Неизвестного. Фёдор Достоевский. «Преступление и наказание». 1970
previous arrow
next arrow
 

В Москве в издательстве «Наука» опубликован роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

По существу, я никогда не иллюстрировал какой-то один роман Достоевского. Я иллюстрировал его идеи: убийца, самоубийца, убийца матери, убийца отца, весь мир, дитя, двойники и так далее. Просто потому, что произведения Достоевского издаются отдельными романами, мне пришлось вычленять из различных альбомов и включать определённую подборку, скажем, в «Преступление и наказание». Но я легко могу выдернуть какую-нибудь картинку и вставить её в другой роман. Сам Достоевский это делает. Его идеи переходят из романа в роман, только оформляются иначе.«Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве литературе и философии», 1992

1971

Эрнст Неизвестный работает над созданием 970-метрового декоративного рельефа «Становление человека разумного» для здания Московского института электронной техники в Зеленограде.

 

Эрнст Неизвестный. «Становление человека разумного». 1971. Декоративный рельеф, искусственный камень. Зеленоград, Москва. © Фотография Александра Мальцева © Ernst Neizvestny
Эрнст Неизвестный. «Становление человека разумного». 1971. Декоративный рельеф, искусственный камень. Зеленоград, Москва. © Фотография Александра Мальцева © Ernst Neizvestny
Эрнст Неизвестный. «Становление человека разумного». 1971. Декоративный рельеф, искусственный камень. Зеленоград, Москва. © Фотография Александра Мальцева © Ernst Neizvestny
previous arrow
next arrow
 

1972

Эрнст Неизвестный создаёт 15-метровую статую из нержавеющей стали «Прометей» для международной выставки «Электроника-72».

Выполняет скульптурную композицию «Полёт» для Московского института лёгких сплавов.

Эрнст Неизвестный. Прометей в павильоне СССР на Международной выставке Электро-72. Алюминий, сварка, 1972. Фотография РИА Новости © Ernst Neizvestny © РИА Новости
Эрнст Неизвестный. «Полёт». 1972. Фотография из архива ХМЭН © Ernst Neizvestny
previous arrow
next arrow
 

1974

Эрнст Неизвестный. Надгробный памятник Никите Хрущёву. 1974. Новодевичье кладбище, Москва. Фотография Александра Мальцева
Эрнст Неизвестный. Надгробный памятник Никите Хрущёву. 1974. Новодевичье кладбище, Москва. Фотография Александра Мальцева
previous arrow
next arrow
 

Надгробный памятник Никите Хрущёву, сделанный Мастером, установлен на Новодевичьем кладбище в столице.

Когда умер Хрущёв, то его семья с предложением сделать ему надгробие обратилась к Эрнсту Неизвестному, который был и героем встречи в Манеже, и одним из самых наиболее заметных скульпторов того времени. Но, конечно, флёр того, что на него сердился «император», и он с «императором» вступал в полемику, имело влияние на решение семьи, я полагаю. Они обратились с предложением к Эрнсту, а Эрнст обратился ко мне с просьбой, чтобы я ему помог. Вот таким образом оказался этот тандем. Ещё была его помощница Лена Елагина, известный художник, жена художника Игоря Макаревича. Вот мы втроём это и делали.Борис Жутовский. Линия жизни. Телеканал Культура
Эрнст Неизвестный начал работу над серией офортов «Судьба». За полтора года он создал более 200 листов.

1975

Эрнст Неизвестный закончил оформление монументального архитектурного фасада здания Центрального комитета компартии в Ашхабаде, Туркменская ССР. Это последний крупный проект Мастера в Советском Союзе.

 

Эрнст Неизвестный. «Маска». Бетон. 1975. Ашхабад, Туркменистан. Фотографии Вячеслава Саркисяна © Ernst Neizvestny © Вячеслав Саркисян
 

1976

10 марта 1976 года Эрнст Неизвестный эмигрирует из СССР на Запад.

 

Прощание Эрнста Неизвестного с семьёй. Слева направо: дочь Ольга, Эрнст Неизвестный, мама Белла Дижур, супруга Дина Мухина. 10 марта 1976. Фотография из архива Анны Грэм
© Архив Анны Грэм / Художественный музей Эрнста Неизвестного