Обложка: © Ernst Neizvestny
Бертран де Борн
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1970 (станковая скульптура), 1970-1989 (садово-парковая скульптура)
Материал: Бронза
Небольшая бронзовая скульптура была сделана Эрнстом Неизвестным в 1970 году. Она изображает известного французского трубадура, персонажа «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) Бертран де Борн (около 1140 г. – не позднее 1215 г.) был помещён итальянским писателем на восьмой круг ада в число зачинщиков раздора – большую часть жизни Бертран провёл в распрях и междоусобных войнах. Герой изображён в напряжённой, коленопреклоненной позе. Он, испытывая мучения, держит свою голову за волосы.
Бертран де Борн был окситанским поэтом и трубадуром, одним из крупнейших поэтов средневекового Прованса.
Бертран де Борн, родившийся в Лимузене, большую часть жизни провёл в жестоких распрях со своим братом из-за замка Отфор. Кроме того, он активно участвовал в междоусобных войнах семейства Плантагенетов и различных баронских смутах. Бертран де Борн и в жизни, и в творчестве убедительно представлял идеологию феодального рыцарства.
Он был старшим сыном в семье знатного сеньора из Перигора, на основании чего обладал титулом виконта. После женитьбы своего младшего брата Константина вступил в совместное с ним владение замком Отфор, но решил отобрать замок и изгнал из него брата насильственным путём. В итоге началась многолетняя междоусобная война братьев.
Бертран был отважным рыцарем и воспевал свои подвиги в военных сирвентах. Последние 20 лет жизни воитель и поэт провёл в монастыре. Согласно комментарию И. Н. Голенищева-Кутузова, Бертран де Борн был упомянут как монах монастыря Далон в 1215 году. Бертран де Борн от двух браков имел четырёх сыновей. Его старший сын, тоже Бертран де Борн, был трубадуром.
Славу трубадуру принесли политические и военные сирвенты, воспевающие войну как единственно достойное настоящего рыцаря дело. Понятие провансальской лирики «куртуазная радость» (joi) означает для Борна не любовное упоение при созерцании Дамы, а любовь к войне, которая была истинной радостью и главной сердечной привязанностью настоящего рыцаря. Даже в кансонах, адресованных Даме, де Борн неизменно обращается к вопросам воинской доблести и чести.
Лирика Бертрана де Борна выделяется экспрессией, сарказмом, обладает высокой степенью воздействия на эмоции читателя посредством отдалённых образных, тематических, ритмических ассоциаций. Два плача де Борна на смерть Генриха Плантагенета («Молодого короля») характеризуются высочайшим мастерством и считаются одними из лучших в этом жанре.
Эрнст Неизвестный. «Бертран де Борн». Бронза, 1970. ХМЭН. Фотографии от фотолаборатории СОКМ
© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного
Эрнст Неизвестный. «Бертран де Борн». Бронза, 1970-1989. Фото Оренбургский благотворительный фонд «Евразия»
© Ernst Neizvestny