Человек, проходящий сквозь стену (серия литографий)

Человек, проходящий сквозь стену (серия литографий)

Обложка: © Ernst Neizvestny

Человек, проходящий сквозь стену
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1990
Материал: Литография

В 1990 году Эрнст Неизвестный создал серию из 5 литографий Man Through the Wall: «Кремлёвская стена», «Берлинская стена», «Падение апартеида», «Великая Китайская стена», «Человек, проходящий сквозь стену».

В работах доминируют красный, белый, коричневый цвета, присутствуют синий, жёлтый и зелёный. На фоне стен и монументов выделяются мощные человеческие фигуры, оказавшие влияние на современную политическую реальность. Будущее изображено в образе ребёнка.

В своих работах Мастер откликается на политические преобразования, происходящие на карте мира в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Стены могут считываться как границы. Все литографии этой экспрессивной серии были сделаны по заказу галереи Магна и выставлялись в Сан-Франциско.

Человек, проходящий сквозь стену

В литографии можно увидеть два сюжета: политический и личностный (психологический). На заднем фоне композиции в жёлто-красных цветах изображена советская символика; она испещрена трещинами. Второй сюжет обозначает характер, волю: человек преодолевает стену, справляется с внутренними противоречиями и движется в новое пространство, производя своими действиями общественные преобразования.

Фигура человека мощная, экспрессивная; каждый шаг анатомичен, показан отдельными мускулами, конкретными движениями, эмоциями. Художник наделил фигуру сильными руками, ногами, торсом. Вероятно, для общественных преобразований человеку необходима, прежде всего, внутренняя сила и воля.

Эрнст Неизвестный. «Человек, проходящий сквозь стену». 1990. Литография. Собрание ХМЭН
© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного

Кремлёвская стена

Цветовое решение выполнено в бело-красных цветах, что отражает амбивалентное восприятие российской действительности. В центре композиции изображён серп и молот – это отсылка к тому, что долгое время в советские годы идеология подменяла собой религию.

Примечательно, что все фигуры помещены в пятиконечную звезду, находятся в потоке, в бесконечном хождении по кругу. Возможно, это круги ада. Человек с топором — художественная аллюзия к Достоевскому, предвосхитившему в своих произведениях глобальные изменения, произошедшие в 1917 году.

Неизвестный поместил в композицию лица, отражающие различные возрастные, социальные категории. Среди них — портрет Горбачёва, сыгравшего ключевую роль в перестройке. Люди, представляющие собой галерею русских образов, плачут, кричат, прикрывают свои лица, закрывают глаза. Серп и молот в центре композиции выступает, одновременно, и актором, и объектом — он разрушает стену, являясь при этом её частью.

В нижней части композиции изображён человек, расправивший плечи. Его фигура напоминает крест.  Он поддерживает на себе весь массив лиц, возможно, он держит на себе весь груз трагедий российской истории.

Эрнст Неизвестный. «Кремлёвская стена». 1990. Литография. Собрание ХМЭН
© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного

Галерея

 

Политические образы в искусстве Эрнста Неизвестного. Видеоэкскурсия

Источники

Материал подготовили:

Редактор проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН. Кандидат исторических наук | Посмотреть последние публикации
Основатель проекта. Старший научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации