Обложка: © Ernst Neizvestny
Человек, проходящий сквозь стену
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1990
Материал: Литография
В 1990 году Эрнст Неизвестный создал серию из 5 литографий Man Through the Wall: «Кремлёвская стена», «Берлинская стена», «Падение апартеида», «Великая Китайская стена», «Человек, проходящий сквозь стену».
В работах доминируют красный, белый, коричневый цвета, присутствуют синий, жёлтый и зелёный. На фоне стен и монументов выделяются мощные человеческие фигуры, оказавшие влияние на современную политическую реальность. Будущее изображено в образе ребёнка.
В своих работах Мастер откликается на политические преобразования, происходящие на карте мира в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Стены могут считываться как границы. Все литографии этой экспрессивной серии были сделаны по заказу галереи Магна и выставлялись в Сан-Франциско.
Оглавление
Человек, проходящий сквозь стену
В литографии можно увидеть два сюжета: политический и личностный (психологический). На заднем фоне композиции в жёлто-красных цветах изображена советская символика; она испещрена трещинами. Второй сюжет обозначает характер, волю: человек преодолевает стену, справляется с внутренними противоречиями и движется в новое пространство, производя своими действиями общественные преобразования.
Фигура человека мощная, экспрессивная; каждый шаг анатомичен, показан отдельными мускулами, конкретными движениями, эмоциями. Художник наделил фигуру сильными руками, ногами, торсом. Вероятно, для общественных преобразований человеку необходима, прежде всего, внутренняя сила и воля.

© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного
Кремлёвская стена
Цветовое решение выполнено в бело-красных цветах, что отражает амбивалентное восприятие российской действительности. В центре композиции изображён серп и молот – это отсылка к тому, что долгое время в советские годы идеология подменяла собой религию.
Примечательно, что все фигуры помещены в пятиконечную звезду, находятся в потоке, в бесконечном хождении по кругу. Возможно, это круги ада. Человек с топором — художественная аллюзия к Достоевскому, предвосхитившему в своих произведениях глобальные изменения, произошедшие в 1917 году.
Неизвестный поместил в композицию лица, отражающие различные возрастные, социальные категории. Среди них — портрет Горбачёва, сыгравшего ключевую роль в перестройке. Люди, представляющие собой галерею русских образов, плачут, кричат, прикрывают свои лица, закрывают глаза. Серп и молот в центре композиции выступает, одновременно, и актором, и объектом — он разрушает стену, являясь при этом её частью.
В нижней части композиции изображён человек, расправивший плечи. Его фигура напоминает крест. Он поддерживает на себе весь массив лиц, возможно, он держит на себе весь груз трагедий российской истории.

© Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного
Галерея
Политические образы в искусстве Эрнста Неизвестного. Видеоэкскурсия
Источники
- Политические образы в искусстве Эрнста Неизвестного. Видеоэкскурсия на YouTube. Свердловский областной краеведческий музей