Обложка: © Ernst Neizvestny
Одна и та же тема – тема креста, распятия, воплощается художником одновременно и в скульптуре, и в графике, а позже в живописи и ювелирном искусстве.
Сотрудничество с галеристом Феликсом Комаровым по производству очень дорогих и малосерийных ювелирных изделий Эрнст Неизвестный начал в середине 1990-х гг. Основой серии стала бронзовая скульптура Мастера под названием «Сердце Христа», сделанная для Папы Римского Иоанна Павла II ещё в конце 1970-х гг. Скульптура представляет собой распятие необычной формы, с тыльной стороны креста – разъятое человеческое сердце, сосуды которого словно бы формируют древесную крону, тем самым давая отсылку к одному из наиболее значимых для Неизвестного проектов – «Древу жизни». Э. Неизвестного как христианина интересовал не только крест как определенный всечеловеческий символ, но и то, что наиболее прочно связано с понятием Креста, — Распятие. Символ распятия для скульптора – это, прежде всего, выражение его философии, его метафизики. В них спаяны воедино страдание и счастье, добро и зло, жизнь и смерть – так же нерасторжимо, как они существуют в нашем мире. Принятие мучения ради спасения человечества, испитие чаши страданий, вопль боли и победа Человека-Бога – вот что такое для него распятие.
В пластически-сложной композиции скульптуры «Сердце Христа» мастер пытался передать смерть Христа под пытками и его путь к Воскрешению.
Эрнст Неизвестный. Комплект ювелирных изделий из серии «Сердце Христа». Золото, платина, 2013. Фотографии от фотолаборатории СОКМ
© Ernst Neizvestny
Материал подготовила
