Обложка: Эрнст Неизвестный. Распятие. Гипс. 1964
© Ernst Neizvestny
Эрнст Неизвестный на протяжении всей жизни пытался осмыслить вечные темы, связанные с мученичеством Христа, распятием. Для него символ распятия, как и крест, — это пересечение и единение вертикали и горизонтали, то есть стремления, беспокойства, неудержимости и покоя, умиротворенности, всепрощения. Тема креста становится для скульптора наиболее значимой в то время, когда ему особенно тяжело и с большим трудом удаётся не потерять собственное лицо в борьбе за свободу творчества.
В начале 1970-х годов, когда увлечение эзотерикой, духовными и спиритическими практиками становится значимым для целого поколения художников, Неизвестный создаёт большую часть своих распятий, помещая в вертикаль – мысль о вечном, в горизонталь – о бренности, сиюминутности. Богослов Евгений Шифферс отмечал:
Примечательно, что философ Мераб Мамардашвили высоко ценил «пантеистический крест» скульптора с мотивом распятой семьи, ибо «разнородные элементы природы здесь сведены в невидимом, но живом и сущностном». Позже Эрнст Неизвестный увековечит своего друга в бронзе: памятник мыслителю в Тбилиси (прим. – установлен в 2001 году) венчает именно такое распятие.
Эрнст Неизвестный. Пантеизм. 1990. Бронза
© Ernst Neizvestny
Галерея
Эти скульптуры были сделаны Эрнстом Неизвестным за один год.