Новая Статуя Свободы

Новая Статуя Свободы

Обложка: Эрнст Неизвестный. «Новая статуя Свободы». 1989
© Ernst Neizvestny

Новая Статуя Свободы
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1989
Местоположение: Рига, Латвия (планировалось)

Эрнст Неизвестный. Эскиз проекта «Новая статуя Свободы»
© Ernst Neizvestny

Проект Новой Статуи Свободы Эрнст Неизвестный придумал случайно, во время своего визита на Тайвань с официальной делегацией США. Там же была в 1988 году была организована большая выставка Мастера в 15 городах этого островного государства.

Эрнст Неизвестный рассматривал этот проект не как монумент Тайваню, а как памятник, символизирующий третий мир. Скульптура изображает человека, держащего в руке факел; огонь на ладони или даже горящую звезду. Подобная концепция ранее использовалась скульптором в его произведениях «Космонавт» и «Прометей». Взгляд статуи Свободы устремлён в будущее. Мастер отобразил в этой работе образ новой эпохи, но в то же время проложил как бы невидимый путь от факела Свободы к Звезде Будущего. Неизвестный вступил в заочный диалог с Гюставом Эйфелем, чья скульптура символизирует свободу, полученную под знаком социально-политических войн XIX века. Мастер же переосмыслил этот образ, изобразив человека, как бы высвобождающегося из металла, из противоречий прошлого века. Подобную идею освобождения от инородных конструкций и элементов Неизвестный успешно реализует чуть позже в работе «Великий кентавр» (1989), установленной в 1997 году напротив европейской штаб-квартиры ООН.

Эрнст Неизвестный. Эскиз проекта «Новая статуя Свободы»
© Ernst Neizvestny

Проект монумента представлял собой сложное архитектурное сооружение.  На нижнем уровне статуи предполагалось установить аквариум с рыбами. В спиральном помещении на уровне рёбер планировалась открыть школу под названием «Пять тысяч лет цивилизации». Лифты, установленные внутри монумента, доставляли бы посетителей в залы с аудиовизуальными установками. В голове должен был разместиться планетарий, в руке – телесистема с лазерной техникой, с помощью которой изображение проецировалась бы на облака. В теле статуи Эрнст Неизвестный планировал поместить модель «Древа жизни», как электронное сердце гиганта, оно вращалось бы, как свет в маяке[1].

Был организован сбор средств на установку статуи, состоялись встречи с мэрами семи тайваньских городов.  Выставку художника посетил президент Тайваня Ли Дэнхуэй. Кроме того, в связи с этим проектом 21 августа 1988 года Эрнст Неизвестный удостоился личной аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II. Понтифику была преподнесена в дар небольшая модель «Новой Статуи Свободы». Но несмотря на это, на Тайване идею монумента не приняли, посчитав, что скульптура лишена национального колорита. Скульптор доказывал обратное: в современном мире гораздо важнее универсальный образ человека, как символ глобализации и синтеза культур.

Неизвестный рассматривал Новую Статую Свободы как репетицию перед установкой своего главного проекта — «Древа жизни». Вероятно, невозможность воплотить в жизнь тайваньский монумент побудила Мастера пересмотреть взгляд на размах и масштабность своих замыслов.

Эрнст Неизвестный. «Новая статуя Свободы». 1989. Бронза
© Ernst Neizvestny

Примечания

[1] Эрнст Неизвестный. «Я всюду один и тот же». «Дружба народов», 1989, № 12.

Текст подготовил

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации