Памятник воссоединению Украины с Россией

Памятник воссоединению Украины с Россией

Обложка: © фотография из архива Художественного музея Эрнста Неизвестного

Сказитель (Бандурист)
Скульптор: Эрнст Неизвестный
Художник: Дина Мухина
Годы создания: 1956
Материал: Керамика, металлизированные глазури
Размер: Высота 35 см

В 1954 году, когда Эрнст Неизвестный на последнем курсе МГАХИ им. В. И. Сурикова работал над дипломным проектом, был объявлен конкурс на лучший памятник, посвящённый воссоединению Украины с Россией в 1654 году. Празднование 300-летнего юбилея было торжественным. Монумент планировали установить в районе Киевского вокзала, для этого даже снесли часть зданий Бережковской слободы, примыкавшей к Бородинскому мосту в 1954 году. Там был разбит сквер и установлен закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружён монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (1654—1954)»[1].

Художник Эрнст Неизвестный с супругой Диной. 1965
© Лев Иванов / РИА Новости

Это был открытый конкурс с неограниченным количеством участников. Свои проекты представили как студенты, так и опытные скульпторы. Для участия необходимо было создать макет в масштабе, разверстки, чертежи, фрагменты, предусмотреть привязку к площади. Творческое жюри, в которое входили люди различных профессий: музыканты, литераторы, ученые, политики, отобрало два проекта. Одним из победителей стал Эрнст Неизвестный, получивший за свою работу «Бандурист» премию.

В собрании семьи скульптора сохранилась статуэтка «Бандурист», также известная как «Сказитель». Это 36-сантиметровая керамическая модель, образ проекта-монумента. Художественное оформление и роспись были изготовлены в 1956 году в мастерской скульптора первой женой Эрнста Неизвестного, художницей-керамисткой Диной Мухиной.

В образе бандуриста, играющего на традиционном украинском инструменте, прослеживается преемственность в творчестве художника. Подобную фигуру сказителя-мудреца можно увидеть и в работе, посвящённой писателю Павлу Бажову. Художник переосмыслил облик старца, добавил яркие черты национального костюма, подчеркнув таким образом этническую идентичность музыканта. Работе присущ и глубокий психологизм. Экспрессивно показан жест руки. Эрнст Неизвестный акцентировал внимание на выражении лица бандуриста (нередко бандуристы были незрячими музыкантами, даже специально ослепляли себя).

«Сказитель» («Бандурист»). Мастерская скульптора Эрнста Неизвестного. 1956. Керамика, металлизированные глазури
© Фотография из архива ХМЭН

Итоги конкурса на лучшую работу были аннулированы, несмотря на то, что проект был согласован с первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым. По мнению Эрнста Неизвестного, в дело вмешались монополисты, бывшие сталинские академики-скульпторы, не желавшие мириться со своим поражением. «Предлоги были самые объективные: то средства не выделили, то бензина нет, то камня, то экскаватор сломался. Правда же была в другом», — вспоминал об этом в разговоре с Мастером сын первого секретаря Сергей Хрущёв[2].

Неизвестный продолжал борьбу за проект, писал открытые письма, встречался с представительными людьми в ЦК. Однако идея памятника была оставлена. Скульптор вспоминал, что было бы политически неверным ставить монумент воссоединению Украины с Россией: «Ведь если мы его поставим, то Украина нам должна ответить тем же, и почему только Украины? Придётся в Москве ставить памятники всем республикам, и такие же памятники воссоединения во всех республиканских столицах — это же абсурд!», — отмечал скульптор[3].

Источники

[1]Монумент, которого уже никогда не будет? [Электронный ресурс]. URL: https://aborigenarbata.livejournal.com/52718.html (Дата обращения: 20.07.2020).
[2]Хрущёв С.Н. Хрущёв. — М.: Вагриус, 2001.
[3] Говорит Неизвестный.  С. 77

Текст подготовил

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации