Обложка: © фотография из архива Художественного музея Эрнста Неизвестного
Сказитель (Бандурист)
Скульптор: Эрнст Неизвестный
Художник: Дина Мухина
Годы создания: 1956
Материал: Керамика, металлизированные глазури
Размер: Высота 35 см
В 1954 году, когда Эрнст Неизвестный на последнем курсе МГАХИ им. В. И. Сурикова работал над дипломным проектом, был объявлен конкурс на лучший памятник, посвящённый воссоединению Украины с Россией в 1654 году. Празднование 300-летнего юбилея было торжественным. Монумент планировали установить в районе Киевского вокзала, для этого даже снесли часть зданий Бережковской слободы, примыкавшей к Бородинскому мосту в 1954 году. Там был разбит сквер и установлен закладной камень с надписью: «Здесь будет сооружён монумент в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией (1654—1954)»[1].

© Лев Иванов / РИА Новости
Это был открытый конкурс с неограниченным количеством участников. Свои проекты представили как студенты, так и опытные скульпторы. Для участия необходимо было создать макет в масштабе, разверстки, чертежи, фрагменты, предусмотреть привязку к площади. Творческое жюри, в которое входили люди различных профессий: музыканты, литераторы, ученые, политики, отобрало два проекта. Одним из победителей стал Эрнст Неизвестный, получивший за свою работу «Бандурист» премию.
В собрании семьи скульптора сохранилась статуэтка «Бандурист», также известная как «Сказитель». Это 36-сантиметровая керамическая модель, образ проекта-монумента. Художественное оформление и роспись были изготовлены в 1956 году в мастерской скульптора первой женой Эрнста Неизвестного, художницей-керамисткой Диной Мухиной.
В образе бандуриста, играющего на традиционном украинском инструменте, прослеживается преемственность в творчестве художника. Подобную фигуру сказителя-мудреца можно увидеть и в работе, посвящённой писателю Павлу Бажову. Художник переосмыслил облик старца, добавил яркие черты национального костюма, подчеркнув таким образом этническую идентичность музыканта. Работе присущ и глубокий психологизм. Экспрессивно показан жест руки. Эрнст Неизвестный акцентировал внимание на выражении лица бандуриста (нередко бандуристы были незрячими музыкантами, даже специально ослепляли себя).

© Фотография из архива ХМЭН
Итоги конкурса на лучшую работу были аннулированы, несмотря на то, что проект был согласован с первым секретарём ЦК КПСС Никитой Хрущёвым. По мнению Эрнста Неизвестного, в дело вмешались монополисты, бывшие сталинские академики-скульпторы, не желавшие мириться со своим поражением. «Предлоги были самые объективные: то средства не выделили, то бензина нет, то камня, то экскаватор сломался. Правда же была в другом», — вспоминал об этом в разговоре с Мастером сын первого секретаря Сергей Хрущёв[2].
Неизвестный продолжал борьбу за проект, писал открытые письма, встречался с представительными людьми в ЦК. Однако идея памятника была оставлена. Скульптор вспоминал, что было бы политически неверным ставить монумент воссоединению Украины с Россией: «Ведь если мы его поставим, то Украина нам должна ответить тем же, и почему только Украины? Придётся в Москве ставить памятники всем республикам, и такие же памятники воссоединения во всех республиканских столицах — это же абсурд!», — отмечал скульптор[3].
Источники
[1]Монумент, которого уже никогда не будет? [Электронный ресурс]. URL: https://aborigenarbata.livejournal.com/52718.html (Дата обращения: 20.07.2020).
[2]Хрущёв С.Н. Хрущёв. — М.: Вагриус, 2001.
[3] Говорит Неизвестный. С. 77