Прометей на выставке «Электро-72»

Прометей на выставке «Электро-72»

Обложка: © Ernst Neizvestny / Феликс Новиков. По сусекам архива и памяти. Издательство: TATLIN, 2017

Прометей
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1972
Материал: Алюминий, сварка
Местоположение: Выставочный комплекс «Сокольники», Москва (ныне утрачен)

В 1967 году в Зеленограде началось строительство главного корпуса Московского института электроники по проекту архитекторов Феликса Новикова и Григория Саевича. Они пригласили Эрнста Неизвестного выполнить внутреннее художественное оформление здания. Над 970-метровым декоративным барельефом «Становление человека разумного» Мастер работал на протяжении 5 месяцев в 1971 году. Перед входом в научный центр была также запланирована монументальная композиция, которая, по замыслу архитекторов комплекса, выделялась бы на фоне голубых стеклянных фасадов здания. Этой идеи полностью соответствовал эскиз скульптуры «Прометей» работы Неизвестного. Проект получил поддержку со стороны министра электронной промышленности Александра Шокина.

Однако в Союзе художников нашлись те, кто помешал установить произведение Мастера. Приближалось 100-летие со дня рождения Владимира Ленина. В 1969 году на фундаменте, заложенном под «Прометея», несмотря на протесты со стороны авторского коллектива была воздвигнута скульптура Константина Мерабишвили «Ленин идущий». По воспоминаниям Феликса Новикова, статую вождю пролетариата в Зеленоград привёз всё тот же Шокин[1]. Сорок лет простоял Ильич на этом месте. Только в конце 2009 года по причине аварийного состояния и угрозы обрушения скульптура была демонтирована.

Эскиз Прометея Эрнста Неизвестного у Научного центра. 1965
© Ernst Neizvestny / Феликс Новиков. По сусекам архива и памяти. Издательство: TATLIN, 2017

Однако Неизвестный продолжил работу над этим проектом. В 1972 году его «Прометей» экспонировался на международной выставке «Электро – 72» проходившей в Сокольниках. В павильоне под куполом Фуллера была представлена монументальная композиция, изготовленная из алюминиевого сплава. Скульптура достигала несколько метров в высоту. Молния в руках «Прометея» была выполнена в виде светомузыкальных эффектов. В этом монументе Мастер реализовал образ Прометея XX века. Скульптура была представлена перед посетителями выставки, как символ освобождения из оков, из противоречий современного мира. По мнению Неизвестного, это монументальное творение было сродни «Рабочему и колхознице», только имело совершенно другую патетику. В своём искусстве художник часто обращался к образам древнегреческого титана, выполнив барельефы в Артеке (1966) и Ашхабаде (1975). По завершению выставки «Прометей» был демонтирован и разрезан автогеном. Подобным образом были уничтожены многие работы Мастера. Удалось же спасти, в частности, композицию «Полёт», выполненную Эрнстом Неизвестным без применения сварки и болтов. Печальная судьба её миновала, впоследствии сотрудники Института сплавов в Москве восстановили скульптуру.

Эрнст Неизвестный. Прометей в павильоне СССР на Международной выставке Электро-72. Алюминий, сварка, 1972. Фотография РИА Новости
© Ernst Neizvestny © РИА Новости

Источники:

[1] Архитектор «Флейты» и МИЭТа написал книгу о Зеленограде. Инфопортал Зеленограда

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации