Таганская выставка (1962)

Таганская выставка (1962)

«Таганская» выставка (открылась 26 ноября 1962 года. — прим.) проходила в арендуемом у Дома учителя зале на Большой Коммунистической улице (ныне улица Александра Солженицына — прим.), где проходили все занятия студии Белютина с 1958 года. Изначально экспозиция задумывалась просто как отчётная выставка студии, показ работ, созданных в процессе летней теплоходной поездки, однако в итоге стала знаковым культурным мероприятием, известия о котором разнеслись далеко за пределами СССР. Совместно со студийцами там выставлялись художники Юло Соостер, Владимир Янкилевский и скульптор Эрнст Неизвестный. Последний собирался оформлять вместе с учениками Белютина физический институт, поэтому выставка должна была продемонстрировать будущим заказчикам художественные достоинства работ.

Были приглашены ученые Пётр Капица, Игорь Тамм, пользовавшиеся мировым авторитетом, их коллеги, друзья и гости художников. Открытие выставки прошло с большим успехом, и на следующий день осмотреть её приехали иностранные журналисты, после чего по межконтинентальным каналам прошёл репортаж, озаглавленный «Абстрактное искусство на Большой Коммунистической улице!», что звучало как лозунг освобождения художественной жизни за «железным занавесом», означало, что абстрактное искусство возможно в СССР. Тем не менее, признание за рубежом абсолютно не означало разрешение на родине, было непонятно, как власть отреагирует на такую популярность художников студии.

Из интервью с Владимиром Янкилевским:

История эта началась с выставки студии Элия Белютина в Доме народного творчества на Большой Коммунистической в ноябре 1962 года. Элий Белютин организовывал выставку своей студии. Но, поскольку там были одни ученики, он позвонил и попросил меня познакомить его с Эрнстом Неизвестным, чтобы усилить экспозицию и привлечь к ней больше внимания. Я привел Белютина в студию к Неизвестному на Сретенке, познакомил их, и Белютин попросил нас двоих участвовать в этой выставке. А мы предложили подключить к ней еще Юло Соостера и Юрия Нолева-Соболева. Нолев-Соболев был главным художником Гослита. Это был очень высокий пост. Потом он был главным художником издательства «Знание». Его квартира на Кировской была своеобразным клубом. Почти каждый вечер там собирались молодые художники, музыканты, поэты, для которых он был как гуру. Очень начитанный, образованный, у него были монографии по современному искусству — в то время в Москве большая редкость. Я помню, что у него впервые я увидел Макса Эрнста, Пауля Клее, Магритта. Кафку он на немецком читал. И он делился этими знаниями. У него были пластинки джазовых музыкантов и современной музыки.

Белютин преподавал в Полиграфическом институте, где я учился, только на первом курсе. Потом его вынудили уйти из института из опасений, что его популярность и его метод преподавания современного искусства привлечет к институту ненужное внимание. Тогда он организовал свою собственную студию, но я никогда не был его студийцем, о чем довольно часто ошибочно пишут.
Владимир Янкилевский в интервью ARTinvestment.RU

 

Среди скульптур, представленных Эрнстом Неизвестным на выставке экспонировались: «Раненый солдат» (1958-1962), «Человек-робот» (1961-1962).

 

Источники

 

Материал подготовил

Константин Федин
Искусствовед | Посмотреть последние публикации