Янкилевский, Владимир

Янкилевский, Владимир

Обложка: Владимир Янкилевский на фоне своего ассамбляжа «Дверь». 1974. Фотография Игоря Пальмина
© Игорь Пальмин / Архив Музея современного искусства «Гараж»

Владимир Янкилевский
Живописец, график, иллюстратор
Дата рождения:  15 февраля 1938
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Дата смерти: 4 января 2018
Место смерти: Париж, Франция
Дата знакомства с Эрнстом Неизвестным: 1950-е кон. — нач. 1960-х

 

Владимир Борисович Янкилевский родился 15 февраля 1938 года в Москве. В 1949—1956 обучался в Московской средней художественной школе при Институте им. В. И. Сурикова, но после окончания решил не поступать в Суриковский институт, а выбрал Московский полиграфический институт (окончил в 1962 году). Свой выбор аргументировал, тем что «полиграфический» считался не совсем художественным институтом, соответственно находился под меньшим художественно-идеологическим контролем со стороны государства. Свои первые самостоятельные картины сделал в 1958 году. В этот же период Владимир Янкилевский познакомился с Эрнстом Неизвестным.

 

Атмосфера начала шестидесятых годов выявила целую, не очень большую, но группу художников, поэтов, интеллектуалов, писателей, актёров, которые были связаны одной генеральной идеей. Идея эта заключалась в том что, [мы] хотели воспринимать весь современный мир во всём его объеме, со всеми его научными и философскими достижениями. Быть в своём искусстве на уровне этих достижений. Вот это меня сближало с ним, несмотря на то, что я был всегда интровертом, а он экстравертом. Может быть, поэтому мы почувствовали необходимость, какого-то близкого творческого общения, потому что, то, что делал он, очень дополняло мне картину искусства и мира. И то, что делал я, было для него необходимо.Владимир Янкилевский, о том что его связывало с Эрнстом Неизвестным. Д/ф «В ответе ль зрячий за слепца?», 1989

Манеж

В 1962 году участвовал в совместных выставках с Неизвестным в «Клубе любителей искусства МГУ» (открылась 17 мая), в зале на Большой Коммунистической (открылась 26 ноября), в Манеже (открылась 1 декабря).

Янкилевский на выставке «30 лет МОСХа» был представлен 6-метровой работой «Атомная станция», триптихом № 2 и произведениями из цикла «Тема и импровизация». Свои большие триптихи создавал в 15-метровой комнате, в которой жил со своей семьей. По признанию художника, общение с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущёвым стало для него «первым столкновением с социумом».

 

За пару недель до неё прошла выставка учеников студии Белютина (прим. — Таганская выставка). Чтобы придать ей статус, он пригласил участвовать в ней несколько независимых художников: Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Юру Соболева и меня. Потом нам четверым предложили сделать выставку в холле гостиницы «Юность», которая, будучи повешенной, не была открыта. Люди из Академии перетащили наши работы в Манеж, сказав Хрущёву, что мы члены МОСХа, чтобы направить его гнев против конкурентов в левом крыле Союза. Это была чистой воды провокация. И мы висели не на первом этаже, где «30 лет МОСХа», а наверху, где раньше находилось кафе. Белютинцев повесили в одном зале, меня с Соостером и Соболевым во втором, в третьем был Неизвестный. Мы с Соостером не были членами МОСХа, мы были совершенно независимыми и наивно выставили наши самые важные и принципиальные работы.Владимир Янкилевский о выставке в Манеже. Интервью. Известии. 2007

В дальнейшие годы художник зарабатывал на жизнь в качестве книжного и журнального иллюстратора. Свою первую мастерскую получил в Уланском переулке в 1967 или 1968 году. Неподалеку находились мастерские художников Юрия Соболева-Нолева, Ильи Кабакова, Юло Соостера, Эрнста Неизвестного.

В 1972 году создал свой первый пространственный объект «Дверь» — инсталляцию, в которой отражался бы момент проживания человеком одновременно трёх состояний — прошлого, настоящего, будущего. С этого времени активно разрабатывал эту тему в циклах «Люди в ящиках».

Владимир Янкилевский. Дверь III. Одиночество. 2005. Смешанная техника. Фотография Александра Мальцева
© Владимир Янкилевский. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных / МАММ

В 1970-е годы как художник-постановщик работал над созданием анимационных фильмов в сотрудничестве с режиссёром Андреем Хржановским; «В мире басен» (1973, в титрах был обозначен под псевдонимом В. Волосов), «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я» (1980).

В 1973 году художник задумывался эмигрировать, но совет Марка Шагала и отговоры со стороны коллекционера искусства Георгий Костаки убедили остаться на родине.

Я думаю, что Эрнст принадлежит к таким людям, которые выстраивают свою жизнь не по бытовым событиям и не по тому, что кто-то в МОСХе захотел отнять у них мастерскую. Он просто творил свою мифологию, а по его мифологии, по масштабу его представлений о своём месте в мире, он должен был передвинуться, он должен был заполнить ещё большую часть пространства. Может быть, он это делал неосознанно, может быть — осознанно. Но, во всяком случае, то, что он туда переехал (на Запад — прим.), со всей своей аурой, — тоже было одним из моментов его мифологии, мифотворчества.Владимир Янкилевский об эмиграции Эрнста Неизвестного. Д/ф «В ответе ль зрячий за слепца?», 1989

 

В 1989 году киностудия «Мосфильм» снимала документальный фильм об Эрнсте Неизвестном. Владимир Янкилевский дал интервью для этого фильма, а после посещения премьерного кинопоказа Астли Ниле́н — галерист и создатель музея скульптора в Уттерсберге, предложил художнику организовать выставку в Швеции. Спустя десять лет Астли повторил приглашение. Летом 1999 года в течение 3 недель Янкилевский работал над созданием тиражной графики в мастерской галереи Астли (выставка проходила с 22 августа по 17 октября 1999 года).

Эмиграция

Владимир Янкилевский покинул Советский Союз в 1990 году. До своего отъезда в Париж обосновался в нью-йоркском Сохо. Этот район славился студиями художников, предпочитавших лофтовые арт-пространства. Среди тех, кто творил в этом районе, был и Эрнст Неизвестный.

 

Удивительно, что переехав в Штаты он оказался, как мне кажется, в пустоте, потому что здесь он был одним из центров интеллектуальной художественной Москвы в 1960-е годы. Это была команда Хрущёва, которая собирала вокруг себя известных людей. Политологи, писатели, поэты, актёры. А в Штаты он приехал в пустоту, потому что там существует и всегда существовала совершенно другая художественная жизнь. Прошло немного времени и магнетизм его личности и масштаб оказались таковыми, что не он стал перестраиваться на манер американской жизни, а американская жизнь почему-то сформировалась вокруг него. У него появилась та же самая команда, которая была в Москве, только это уже были американцы. И он для них выполнял ту же самую функцию генератора идей, человека, который формирует современное мировоззрение.Владимир Янкилевский об американской жизни Эрнста Неизвестного. Д/ф «В ответе ль зрячий за слепца?», 1989

Ещё в 1960-е годы встреча со знаменитой манекенщицой Майоля — Диной Верни, вероятно, предопределила судьбу Янкилевского. В 1992 году художник подписал контракт с французской галереей на пять лет и переехал в Париж, где жил и работал до конца своих дней.

Источники

Интервью с художником Владимиром Янкилевским на ARTinvestment.RU
Художник Владимир Янкилевский: «В Русском музее не дают трогать даже кнопки». Известия

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации