Кентавр (архетип)

Кентавр (архетип)

Обложка: Эрнст Неизвестный. «Кентавр». 1992. Гипс. Фотография Е. Тамплона
© Ernst Neizvestny

 

Кентавр — мифический персонаж, любимый образ скульптора, центральный для его творчества. Кентавр существо с торсом человека и ногами коня метафорично выражает философские идеи художника, олицетворяя тему второй природы человека.

Эрнст Неизвестный создал свою теорию слияния нескольких начал – синтеза человека, природы, техники. На их стыке рождается новое качество.

Комбинируя прошлое, настоящее и будущее, Кентавр Неизвестного становится метафорой и символом современной художнику цивилизации. Кентавр пробуждает древность, вызывая миф и архетип. Неизвестный одновременно и архаист, и новатор. Он черпает вдохновение в древних культурах Египта, Индии, Китая, Греции и Мексики, в которых искусство и художник были частью трансцендентального мировоззрения.

 

Когда мама привезла мне в Нью-Йорк рисунки, сделанные мною в восемь, девять, десять, одиннадцать лет, я увидел, что там уже вовсю гулял Кентавр. Никаких теорий Кентавра у меня тогда не было; значит, это существо привлекало меня уже изначально. На сегодняшний день я не знаю, что получилось вперёд: то ли я вылепил Кентавра, то ли объяснил его, но, во всяком случае, Кентавр для меня двуедин, диалогичен. Я не люблю монологические вещи: моя скульптура диалогична, моя жизнь диалогична, всё моё стремление связано с «да» и «нет», с тезой и антитезой. Бывают стабильные времена, бывают переходные. Наше время представляется мне временем Кентавра, то есть переходным от определённых форм к другим. В действительности Кентавр – пантеистическое соединение природы животной и человеческой. Для меня же Кентавр – единство человеческой природы, животной природы и технологии. Мы – Кентавры. Например, когда я разговариваю, голос продолжается на магнитофоне, лицо – на плёнке. Технология проникает в наши глаза, в руки, в голос, в сердце. Мы соединены с технологией так же, как в старину скиф – с лошадью или человеческий торс – с торсом коня. Мы сами не понимаем, насколько вторая природа стала частью нас: часы, пишущая машинка, очки, я уж не говорю о телескопе и компьютере. Это не просто литературные образы – это моё чувство. Проникновение второй природы в первую – пластично. Это диалог, а диалог – это нарушение границ между живым и неживым, звериным и человеческим, мужским и женским, сознательным и подсознательным. Впрочем, я не верю в понятия сознательного и подсознательного, и никто ещё не определил, где проходит граница.Эрнст Неизвестный

В статье использованы цитаты из сборника эссе «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе и философии». Москва, 1992 г.

Публикации про кентавров Эрнста Неизвестного

Ссылки