Парабола

Парабола

«Парабола» – Первый театральный опыт Эрнста Неизвестного

Судьба, как ракета, летит по параболе
обычно – во мраке и реже – по радуге.
Жил огненно-рыжий художник Гоген,
богема, а в прошлом – торговый агент.
Чтоб в Лувр королевский попасть из Монмартра,
он дал кругаля через Яву с Суматрой!

 

Эти строки из стихотворения поэта Андрея Вознесенского «Параболическая баллада» стали эпохальными не только для всех любителей поэзии в Советском Союзе периода оттепели, но и для скульптора-монументалиста Эрнста Неизвестного, первый театральный опыт которого, в качестве художника, связан с постановкой на сцене Ивановского молодежного театра спектакля «Парабола» во второй половине 1960-х годов.

Регина Гринберг и Андрей Вознесенский. Иваново, 1967
andrafan.ru

История этого театра удивительна и неразрывно связана с судьбой его основателя и художественного руководителя Регины Михайловны Гринберг (1927–2005).

Ивановский молодёжный театр был основан в 1957 году при поддержке Ивановского Обкома ВЛКСМ. Основу его первой труппы составили, в основном, студенты ивановских ВУЗов, ранее посещавшие молодежную театральную студию при драматическом театре.

Этот самодеятельный коллектив возглавила Регина Михайловна Гринберг, приехавшая в Иваново после окончания МГУ в качестве преподавателя политэкономии в торговый техникум. Позднее, она получила и заочное режиссёрское образование.

Молодой коллектив театра сразу заставил обратить на себя внимание. Все были талантливы и вдохновенны. Да и сама атмосфера годов «оттепели» благоприятствовала возникновению и развитию подобных творческих коллективов в Советском Союзе.

Первой работой театра стал спектакль «Походный марш» по пьесе Александра Галича, начальные репетиции которого проходили прямо в здании Обкома комсомола. С этим спектаклем в 1959 году театр приехал в Москву, где с успехом показывал его в одном из павильонов ВДНХ.

Эрнст Неизвестный. Рисунок к афише спектакля «Оза». 1966
© Ernst Neizvestny

Триумф провинциального самодеятельного театра в столице привел к тому, что уже с 1960 года над ним берет шефство труппа московского театра «Современник» в лице Олега Ефремова и Галины Волчек, после чего в Иваново начинают приезжать известные советские поэты – Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко и Булат Окуджава, по произведениям которых молодежный театр ставит спектакли, пользующиеся большой популярностью у зрителей.

В 1965 году режиссер театральной труппы Регина Гринберг начинает работу над созданием спектакля «Парабола» по произведениям Андрея Вознесенского. Художником спектакля приглашается опальный в то время скульптор-монументалист Эрнст Неизвестный. На его кандидатуре настояла именно Регина Михайловна. «После выставки в Манеже фигура Неизвестного в нашей стране и за границей была овеяна множеством легенд, и я непременно хотела, чтобы декорации к спектаклю «Парабола» сделал именно Эрнст. Только он, как мне казалось, был способен отразить, тот непростой и скрытый замысел стихов Андрея Вознесенского, тот посыл и энергетику, которая в них заключалась. И я не разочаровалась, когда позднее скульптор показал мне уже готовые эскизы. Это было попадание в точку!» – вспоминала впоследствии Р.М.Гринберг.

Эрнст Неизвестный. Эскизы к спектаклю «Парабола». 1966
© Ernst Neizvestny

Она выехала в Москву, заручившись письмом от Ивановского Обкома комсомола, и с вокзала отправилась напрямую в мастерскую скульптора на Сретенке, где состоялось ее знакомство с Неизвестным.

Вот как вспоминал об этом эпизоде сам Эрнст Неизвестный: «В один из весенних дней 1965 года в моей мастерской появилась невысокого роста энергичная женщина, которая с порога заявила мне: «Я из Иваново. Вы будете нашим художником!» Меня такая напористость сначала даже смутила, и я на какие-то несколько секунд растерялся. Но потом, придя в себя и усаживая незнакомую мне даму на стул, стал расспрашивать ее обо всем, кто она, откуда, и что это за спектакль, художником которого я должен непременно стать…

Это была Регина Гринберг – мой первый театральный режиссер. Человек, с которым я впервые окунулся в мир театра как художник-оформитель».

Ознакомившись с идеей будущего спектакля и прочитав сценарий, Эрнст Неизвестный принял предложение о творческом сотрудничестве. Затем он несколько раз приезжал в Иваново. Пару раз присутствовал на репетициях и общался с героями спектакля «Парабола».

«Мне было очень важно не только воочию увидеть сценическое пространство будущего спектакля, но и почувствовать его героев, увидеть тех актеров, которые будут его играть, ощутить их энергию и внутренний мир», – вспоминал впоследствии Эрнст Неизвестный.

В Иваново ему помогал местный художник Олег Птицын, с которым он как-то сразу подружился. Понимали они друг друга с полуслова.

Эрнст Неизвестный сдает худсовету Ивановского молодежного театра эскизы спектакля «Парабола». Иваново, 1966
rk37.ru

Через полгода репетиций и работы в марте 1966 года Эрнст Иосифович приехал на защиту художественной и оформительской части спектакля, которая проходила на бюро Ивановского Обкома комсомола. Сохранились замечательные фотографии, на которых Неизвестный представляет на утверждение художественному совету театра свое видение оформления спектакля «Парабола» – эскизы и декорации.

После непростых процедур согласования в Молодежном театре спектакль «Парабола» все же вы-шел.

Вот как вспоминал об этом Андрей Афанасьев: «Практически лишенное концертности поэтическое представление со сквозным эмоциональным сюжетом, спектакль-исповедь, как значилось в подзаголовке, по производимому впечатлению просто не с чем было сравнить. Оформлять спектакль Р.М.Гринберг пригласила скульптора Эрнста Неизвестного – героя одного из страстных стихотворений А.Вознесенского, вошедших в композицию, «Неизвестный – реквием…» Оказавшись близким по мироощущению Вознесенскому, Э. Неизвестный понял Регину, а она – его. На сцене висела огромная белая маска работы Неизвестного, наполовину улыбающаяся, наполовину плачущая. Регина при помощи соответствующего освещения заставила эту маску то плакать, то саркастически смеяться. Театральный свет всегда играл у нее большую роль, а в «Параболе» стал важнейшим выразительным средством. Но главными, конечно, были актеры, среди которых первенствовала великолепная троица: Светлана Трохина, Юрий Разин и Станислав Малинкин. Они не читали стихи, тем более не декламировали их. Они жили в образах многоликого лирического героя, грустя и ерничая, ликуя и погибая всерьез…»

Эрнст Неизвестный. Эскизы к спектаклю «Парабола». 1966
© Ernst Neizvestny

«Параболу» много играли в Иванове. Прогремела она и на фестивале поэтических спектаклей в Перми, получив там безусловное первенство, во Владимире, в Дубне. В Москве она игралась в Доме ученых, в МГУ, на сцене филиала Малого театра. Особое значение имел успех спектакля, сыгранного в старом здании «Современника», на площади Маяковского, где его увидели многие театральные деятели Москвы и просто театроманы.

Как вспоминал Андрей Афанасьев: «От этого спектакля берет свое начало подлинная и долговременная известность Молодёжного театра и его режиссера в столице. Много лет спустя мне приходилось встречать людей, помнящих этот спектакль, высоко ценящих Регину Гринберг и знающих город Иваново только потому, что там есть Молодежный театр».

Приехав в 1967 году в Иваново, и посмотрев спектакль «Парабола», Андрей Вознесенский написал: «Я поражен молодежным театром, тем, что здесь отсутствует так называемая самодеятельность. Это совершенно современная труппа. Четкое режиссерское решение Регины Гринберг и Эрнста Неизвестного, профессионально и современно работают ребята. Они не только на планке нашей страны. Это подвижники, не скованные холодным расчетом профессионализма, подвижники, создавшие в Иванове уникальный театр. Милые и любимые мои ивановцы! Ивановский князь Регина! Спасибо! Успехов, риска! Восторг! Регина – чудо, актеры божественны!»

Спектакль этот, несмотря на имеющиеся трудности в процессе его постановки, имел ошеломительный успех и закрепился в репертуаре театра на долгие годы и десятилетия. К большому сожалению, в 1996 году здание, где многие годы находился ивановский молодежный театр, сгорело. Пожар уничтожил малую сцену, музей театра, кабинет главного режиссера Регины Гринберг и гримуборные.

Эрнст Неизвестный. Эскизы к спектаклю «Парабола». 1966
© Ernst Neizvestny

Погибли в результате этого пожара и декорации работы Эрнста Неизвестного к спектаклю «Парабола».

Но Эрнст Иосифович все же оставил свой след в истории города Иваново.Один из первых актеров спектакля «Парабола» инженер Станислав Малинкин (1940–1972) рано покинул этот мир. 30 марта 1972 года он скоропостижно скончался.

Андрей Афанасьев так вспоминал об этом: «Это была нелепая, случайная смерть, к которой никто не был готов даже в страшных снах. Стас был самым жизнелюбивым, энергичным, светлым человеком из всех нас, самым талантливым. Он был для Регины любимым актером, самым надежным и деятельным помощником. У них были особые человеческие и творческие отношения. С его уходом обрушился ее привычный мир. Она не понимала, что ей теперь делать с театром».

Сразу после похорон Малинки-на Регина Гринберг поехала в Москву к Эрнсту Неизвестному, который хорошо помнил Стаса, и договорилась, что тот подарит ей одну из своих работ, которую она поставит на его могилу. Неизвестный отнюдь не был в то время богатым человеком, и попросил её оплатить работу каменотесов. Регина организовала сбор денег среди друзей и знакомых.

Эрнст Неизвестный. Эскизы к спектаклю «Парабола». 1966
© Ernst Neizvestny

Андрей Афанасьев вспоминал: «Когда надгробие было готово, мы с Валерием Корягиным приехали за ним в Москву. Эрнст Неизвестный сам помогал нам перенести каменную глыбу из своей мастерской в машину. Он очень переживал, что жизнь Стаса так рано оборвалась, и был рад, что эта работа будет стоять на его могиле».

К первой годовщине смерти на могиле Станислава Малинкина на одном из кладбищ Иваново было установлено надгробие работы Эрнста Неизвестного.

Из череды однообразных кладбищенских монументов и крестов памятник, конечно, выделяется. Не заметить его сложно. Лицо скорбящей женщины застыло в тёмно-красном граните, она словно проливает каменные слезы по рано ушедшему артисту. В камне запечатлена вечность, бесконечная жизнь двух талантов – скульптора и актёра, талант, который не подвластен смерти, который никогда не погибнет…

Источник

С.А. Погодин. «Парабола» – первый театральный опыт Эрнста Неизвестного. Веси, №6, 2017.

Автор текста

Сергей Погодин
(1976-2017). Краевед, публицист. Председатель клуба друзей ХМЭН (2016-2017) | Страница | Посмотреть последние публикации