Свердловск-Екатеринбург Эрнста Неизвестного

Свердловск-Екатеринбург Эрнста Неизвестного

Обложка: ©

Оригинал: Зорина Л.И. Адреса Эрнста Неизвестного на карте Свердловска-Екатеринбурга

Адреса Эрнста Неизвестного на карте Екатеринбурга-Свердловска

В Екатеринбурге немало мест, связанных с жизнью и творчеством Эрнста Неизвестного — его детством и юностью, недолгим послевоенным периодом пребывания здесь и моментами посещения  города в начале 1990-х гг.

Вспоминая о родном городе, Эрнст Иосифович Неизвестный сказал такие слова о нем: «У меня не может быть объективного отношения к Свердловску. Это город моего детства, моей юности. Он связан с какими-то эмоциональными воспоминаниями: вот почтамт, где я встречался со своей будущей женой, вот памятник, который должен был делать я, а мне не дали. Поэтому Свердловск для меня не город как архитектура, он похож на город Бредбери – город духов, духов моей жизни».

  1. Здание Уральского государственного медицинского университета — бывший Екатеринбургский родильный дом (с 1916 г. до 1930-х гг. — Повивально-гинекологический институт). Ул. Декабристов, 32.

В этом старейшем екатеринбургском роддоме Э.И. Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. Мать будущего известного мастера записала в своих мемуарах: «Я вспоминаю утро того дня – 9 апреля 1925 года. Прохладное, туманное…». Накануне у родителей Беллы Абрамовны на праздничный пасхальный ужин собрались гости, и она с трудом дождалась конца застолья, чувствуя приближение родов. Как только гости ушли родители отвезли ее в извозчичьей пролетке в роддом, находившийся на углу улиц Розы Люксембург и Декабристов.

Каменный двухэтажный дом на углу улиц Златоустовской (Розы Люксембург) и Александровского проспекта (Декабристов), где с 1883 г. разместился первый екатеринбургский роддом (основанный еще в 1876 г.), принадлежал ранее представителям известной в Екатеринбурге фамилии потомственных почетных граждан Рязановых. Сначала городское общество арендовало это здание, а после смерти А.А. Рязановой выкупило усадьбу у наследников. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в этом доме появились на свет немало екатеринбуржцев, прославивших впоследствии свой город. Э.И. Неизвестный был среди них.

  1. Дом по ул. Чернышевского, 8 – родной дом Э.И. Неизвестного (ныне относится к Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга).

В этом полукаменном доме (первый этаж у него был кирпичный, второй – деревянный), в квартире № 2 с тремя комнатами, будущий скульптор проживал некоторое время (вероятно, не более нескольких месяцев)  с момента своего рождения вместе с родителями – отцом Иосифом Моисеевичем, матерью Беллой Абрамовной, дедушкой Абрамом Петровичем и бабушкой Софьей Яковлевной (по линии матери).

Родители Беллы Абрамовны поселились в этом доме, вероятно,  в начале 1920-х гг., переехав сюда с соседней улицы Добролюбова (где жили на квартире у известного екатеринбургского антиквара Д.Н. Плешкова).

Дом был возведен, по всей видимости, в конце ХIХ – начале ХХ вв. и относился к усадебным постройкам  купца  И.С. Соколова (мог быть построен и предыдущим собственником усадьбы — мещанином И.Д. Рязановым, т.к. купец приобрел у него усадебное место где-то на рубеже ХIХ – ХХ вв.). Свой большой  двухэтажный  каменный дом  с посудным магазином И.С. Соколов построил на параллельной улице — Уктусской (№ 25) вместо старого каменного одноэтажного дома бывшего хозяина данного домовладения. Восточная сторона усадьбы  выходила  на   улицу Дубровинскую (так называлась улица Чернышевского до 1919 г.), поэтому в 1888 г. в списке ее домовладельцев, опубликованном городским головой И.И. Симановым  в известной  справочной книге «Город Екатеринбург», отсутствовал  № 8 (и во всех более поздних дореволюционных списках тоже). Советской властью все дома И.С. Соколова были национализированы, бывший купеческий флигель стал коммунальным домом, получил порядковый № 8.

Родной дом Э.И. Неизвестного. Фотография Полины Рагулиной
© Полина Рагулина

  1. Улица Свердлова. Конец 1920-х гг.

На этой улице прошли детские и юношеские годы Э. Неизвестного. Являлась главной улицей бывшей Мельковской слободы. По ней юный Эрик ходил из дома по ул. Физкультурников, где жил с родителями, в дом дедушки и бабушки (находился на 3-й Мельковской – ныне улица братьев Быковых, не сохранился), где  также проживал несколько лет. По адресу: Свердлова, 11 стояла одна из школ, где учился будущий скульптор.

Бывший Арсеньевский проспект (так до 1919 г. называлась улица Свердлова), весь район старой Мельковки преображались на глазах юного Эрика. Новые здания носили черты модных в то время стилей в архитектуре – конструктивизма или неоклассицизма. Мальчик наблюдал, как в 1930-х гг. на углу улиц Свердлова и Северной  (улица стала носить название Челюскинцев в 1934 г.), напротив старого железнодорожного вокзала, появился Клуб им. А.А. Андреева (впоследствии Дворец культуры железнодорожников), построенный при участии известного архитектора К.Т. Бабыкина (ул. Челюскинцев, 102), как на берегу городского пруда появился спортивный комплекс «Динамо», как на углу бывшей Основинской улицы и Свердлова был построен 5-этажный дом, куда потом он с родителями и переехал из дома деда. На стыке улиц Карла Либкнехта и Свердлова с 1927 г. уже стояло одно из первых в Свердловске конструктивистских зданий, имевшее по фасаду крупную надпись: «Фабрика-кухня Ц.Р.К.» (ул. Свердлова, № 8, архитекторы В. П. Парамонов и Греков).

  1. Здание гимназии № 37 г. Екатеринбурга.

В 1936  г. родители отдали Эрнста Неизвестного во вновь открытую на углу улиц  Первомайской и Мичурина школу № 37. Трехэтажное школьное здание было построено  в модном на то время стиле конструктивизма. Но проучился будущий скульптор в ней недолго – до 1938 г., пока родители ни перевели его во в другую новую  школу № 16, которая находилась поблизости от дома, где они жили. С 1950-х годов школа стала специализированной – с углубленным изучением немецкого языка. В настоящее время имеет статус гимназии.

  1. Здание общеобразовательной школы г. Свердловска  № 16 (не сохранилось).

В 1938 г. родители перевели Эрнста Неизвестного во вновь открытую общеобразовательную школу № 16 по ул. Свердлова, 11. Она находилась поблизости от дома деда по улице Быкова (бывшей 3-й Мельковской), где проходило детство будущего скульптора,  и недалеко от их новой квартиры по ул. Физкультурников, куда семья переехала в том же году. Четырехэтажное школьное здание было построено в 1937 г. в стиле конструктивизма, «обогащенного»  элементами классицизма, на восточной границе бывшей Мельковской площади, на месте снесенной Лузинской церкви. Главный фасад здания украшали портики с колоннами. Газетные репортеры отмечали, что новая школа является «одной из лучших по художественно-архитектурному оформлению». В годы Великой Отечественной войны здание школы занял госпиталь. Уже после отъезда Э.И. Неизвестного в Ригу, а потом в Москву, в 1950-х гг. школа была реконструирована в здание проектного института «Уралгипротранс».

  1. Жилой дом по ул. Физкультурников, 30.

В этот дом на углу улицы Свердлова и Физкультурников  Эрнст Неизвестный переехал вместе с родителями в 1937 г. Дом был построен в 1933-1935 гг. в стиле «неоклассицизма» по проекту архитектора М.В. Рейшера для спортобщества «Динамо». Белла Абрамовна получила ордер на новую 2-х-комнатную квартиру в этом доме от своей работы в качестве эксперта-криминалиста в одной из лабораторий ведомства НКВД, в ведении которого находилось тогда это спортобщество. С балкона дома в южном направлении открывался вид на спортивный комплекс клуба «Динамо», построенный на стрелке городского пруда к 1934 г. В связи с этим примечательным комплексом улица Основинская и была переименована в улицу Физкультурников. На востоке открывался вид на Вознесенскую горку, на которой стояла чудом сохранившаяся Вознесенская церковь, заложенная еще в конце ХVIII в., и великолепный архитектурный ансамбль в стиле классицизма «Харитоновский дом»  (с 1937 г. – Дворец пионеров и школьников). Напротив церкви, на проспекте Карла Либкнехта юный Эрик мог рассмотреть и печально знаменитый Ипатьевский дом. Вблизи дома протекала река Мельковка (была заключена в трубу только в 1960-х гг.), впадавшая в городской пруд.

Э.И. Неизвестный проживал в этом доме до своего отъезда в 1942 г. в Самарканд учиться в эвакуированной туда средней художественной школе Академии художеств СССР, вернулся в этот дом к родителям после Великой Отечественной войны в конце 1945 г., отсюда уехал в 1946 г. учиться в Ригу.

Жилой дом по ул. Физкультурников, 30. Фотография Полины Рагулиной
© Полина Рагулина

  1. Спортивный комплекс «Динамо» (ул. Еремина, 12).

Юный Эрнст Неизвестный в школьные годы, наверняка, посещал этот спортивный комплекс, проживая недалеко от него, на улице Физкультурников. Мальчик, как и все его сверстники, участвовал в спортивных состязаниях, сдавал нормы ГТО. Комплекс был построен в 1931-1934 гг. в формах конструктивизма по проекту архитектора В.Д. Соколова.

  1. Городской Дворец творчества детей и молодёжи (бывший Дворец пионеров). Ул. Карла Либкнехта, 44.

Это здание с момента открытия в нем свердловского Дворца пионеров  Эрнст Неизвестный посещал очень часто на протяжении всех своих школьных лет. Он занимался здесь в кружке изобразительных искусств под руководством  Б.Н. Рябова.

Архитектурный ансамбль на Вознесенской горке начал возводиться владельцем Кыштымских заводов, старообрядцем Л.И. Расторгуевым в начале ХIХ в. Точно неизвестно, кто был автором проекта этого ансамбля. По одной из версий (документально не подтвержденной), высказанной В.М. Слукиным, в его проектировании мог принимать участие известный  архитектор Томмазо Адамини Он поступил на русскую службу в 1796 г., приехал в Санкт-Петербург из Швейцарии (хотя корни у него были итальянские). После смерти первого владельца усадьбы, она перешла по наследству его дочери и зятю  купцу-старообрядцу П.Я. Харитонову, который продолжил строительство ансамбля, пригласив для этого екатеринбургского архитектора М.П. Малахова. После того, как П.Я. Харитонов и управляющий его заводами Г.Ф. Зотов в конце 1830-х гг. были обвинены в жестоком обращении с мастеровыми, арестованы и отправлены в ссылку в финскую крепость Кексгольм, дом опустел: семья заводовладельца уехала в Санкт-Петербург. В конце ХIХ – начале ХХ вв. все площади в доме сдавались разным арендаторам. Советской властью усадьба со всеми постройками и парком была национализирована, в главном особняке поселились военные. После проведенной реконструкции в 1937 г. в старой усадьбе разместился Дворец пионеров и школьников, который стал любимым местом отдыха детворы. Среди тех, кто проводил свои школьные годы в этом знаменитом доме, помимо Э.И. Неизвестного, были также: поэт Эдуард Асадов, актёры, народные артисты РФ Александр Демьяненко и Альберт Филозов, заслуженный артист РФ Дауд Бибиков, советский и российский учёный, академик Николай Красовский и многие другие.

Городской Дворец творчества детей и молодёжи. Фотография Полины Рагулиной
© Полина Рагулина

  1. Комсомольская площадь (бывшая Вознесенская, Народной мести).

Эту площадь в школьные годы юный Эрнст Неизвестный посещал очень часто: здесь находился Дворец пионеров и школьников, в закрытой Вознесенской церкви размещалась школа, в которой, возможно, учились кто-то из друзей будущего скульптора, и поэтому он мог бывать в ней. Скульптор мог посетить это здание бывшей церкви и в 1946 г., когда в нем открылись экспозиции Свердловского областного краеведческого музея.

С 1919 г. бывшая Вознесенская площадь получила новое название – Народной мести – в память о том, что в доме инженера Н.Н. Ипатьева, находившегося на этой площади, были убиты последний русский император Николай II и члены его семьи. В 1920 г. на площади был установлен бюст К. Маркса работы талантливого скульптора С. Эрьзи, перенесенный сюда с Кафедральной площади. Памятник простоял до начала 1930-х гг., и юный Эрнст Неизвестный, наверняка, его мог видеть. Это было его первое соприкосновение с настоящим монументальным искусством – тем, чем впоследствии ему самому предстояло заниматься всю его жизнь. Внимательно рассматривал мальчик и другие изваяния, которые появились, один сменяя другого, в центре той же площади.

В 1932 г. на месте бюста К. Марксу была поставлена монументальная композиция «15 лет вооруженному комсомолу», а в 1937 г., в связи с предстоящим открытием  Свердловского дворца пионеров – фонтан со скульптурой мальчика с рыбой в руках и восемью лягушками по периметру.

В 1959 г. здесь был установлен монумент уральскому комсомолу (скульптор П.А. Сажин, архитектор Г.И. Белянкин), и площадь стала называться Комсомольской. Но Эрнст Иосифович в это время уже жил в Москве, хотя, приезжая к родителям, он не мог не видеть и этот памятник.

Комсомольская площадь. Фотография Полины Рагулиной
© Полина Рагулина

  1. Дом Ипатьева, ул. Карла Либкнехта, 49 (здание не сохранилось).

Этот печально известный дом инженера путей сообщений Н.Н. Ипатьева, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. большевики  расправились с семьей последнего российского императора,  Э.И. Неизвестный не только видел с балкона своей квартиры дома по ул. Физкультурников, проходил мимо него по ул. Карла Либкнехта, но и неоднократно мог посещать его. В этом здании в 1927 — 1936 гг. размещался Уральский областной Музей революции, затем — в 1938 — 1941 гг. — Свердловский областной Антирелигиозный музей, с экспозициями которых всем советским школьникам особо рекомендовалось познакомиться.

История гибели Царской семьи юному Эрнсту могла быть знакома со страниц изданной в 1926 г. под авторством П.М. Быкова книги «Последние дни Романовых». Хотя в те годы вряд ли мальчик мог осознавать истинный смысл случившихся в этом доме во время гражданской войны кровавых событий. Белла Абрамовна писала в своих воспоминаниях: «В Свердловске этот дом не любили. Он стоял неприглядный, мрачный, как будто тень трагедии, происшедшей десятки лет назад, лежала на нем. Верующие старушки, проходя мимо, крестились».

  1. Свердловский областной краеведческий музей, пер. Воеводина, 4 (здание не сохранилось).

Юный Эрнст Неизвестный, с ранних лет интересовавшийся миром живой природы, наверняка, любил бывать сначала с родителями, а потом и без них в старейшем музее города, бывшем музее Уральского общества любителей естествознания, где демонстрировались великолепные палеонтологические, зоологические и минералогические экспонаты. Будущий скульптор, как и все другие его сверстники, с восхищением рассматривал уникальные экземпляры вымерших животных, которыми особенно гордился музей – установленные на подставках скелеты мамонта и широкорогого  исполинского оленя.  Начиная с 1886 г. и вплоть до 1960-х гг. музей размещался в 2-х-этажном здании ХVIII в. на территории горного ведомства у бывшего Екатеринбургского завода (за корпусом современного Уральского горнометаллургического колледжа).

  1. Отдел Свердловского областного краеведческого музея в здании бывшей церкви св. Афанасия при Уральском горном училище, пр. Ленина, 28 (здание не сохранилось).

Э.И. Неизвестный, посещая в детстве, в 1930-х гг., Свердловский областной краеведческий музей, не мог не заглянуть хотя бы раз в находившееся поблизости здание бывшей церкви Уральского горного училища, в котором размещалось художественное собрание музея, в частности коллекция чугунного художественного литья. В 1936 г. это собрание было  передано вновь созданной Свердловской картинной галерее. Именно в этой экспозиции будущий художник  впервые должен был почувствовать силу мастерства, превращающего такой тяжелый металл, как чугун и бронза в великолепные скульптуры. Мог ли он тогда представить, что когда-нибудь и сам займется этим видом искусства?

  1. Геологический музей, ул. Хохрякова, 85.

Интересуясь с детства минералами, Э.И. Неизвестный, наверняка, бывал в школьные годы в Геологическом музее, открывшемся при Свердловском горном институте в 1938 г. Музей располагался в  4-х-этажном корпусе на углу улиц Куйбышева и Хохрякова, был создан на базе выставки минералов и горных пород, подготовленной специального для ХVII Международного съезда геологов, проходившего в Москве, делегаты которого приезжали на экскурсию в Свердловск. Выставку приурочили к 20-летней годовщине Великой Октябрьской революции. В экспозиции были представлены минеральные богатства Урала.

  1. Екатеринбургский музей изобразительных искусств, бывшая Свердловская картинная галерея, ул. Вайнера, 11.

Проникшись с детства под влиянием родителей любовью к искусству, Э.И. Неизвестный не мог не интересоваться художественными выставками, которые предлагались горожанам Свердловской картинной галереей (открылась в 1936 г. на базе коллекций  Свердловского областного краеведческого музея в здании бывшей типографии «Гранит» по ул. Вайнера).

Здание было построено в 1914 г. по проекту архитектора К.Т. Бабыкина для наследников купца Бардыгина в стилевых формах рационального модерна. В 1920-х гг. здание было занято типографией «Гранит».

  1. Музей истории Екатеринбурга, бывший Дом-музей Якова Свердлова, ул. Карла Либкнехта, 26.

Э.И. Неизвестный мог впервые побывать в Доме-музее Якова Свердлова еще перед войной (музей в этом старинном особняке открылся в июне 1940 г.). Вновь скульптор появился в музее в начале 1950-х гг., когда музейщики заказали ему две работы. В 1952 г. мастер выполнил для музея скульптуру «Первая встреча» (Сталин знакомит Ленина со Свердловым), в 1953-1954 гг. – горельеф «Я.М. Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию. 1905 год». В очередной и последний раз Эрнст Иосифович появился в музее (который сменил название на Музей общественно-политической истории, а впоследствии на Музей истории Екатеринбурга) в 1990 г. – для осмотра отреставрированного и установленного  вновь в музейной экспозиции его горельефа. К тому времени в конце 1980-х гг. в музее уже состоялась первая выставка, посвященная мастеру, она была организована на основе предметов из местных частных коллекций и музейных фондов. В 1997 г. в музее прошла большая передвижная персональная выставка оригинальных работ Э.И. Неизвестного из его собственного собрания.

Здание было построено в 1836 г. по проекту архитектора М.П. Малахова горным офицером по фамилии Е.И. Качка. Владельцами усадьбы в конце ХIХ – начале ХХ вв. были Тихоцкие, которые открыли в доме публичную библиотеку. В 1905 г. в нем недолго работала партийная школа Я.М. Свердлова.

  1. Здание Свердловской государственной филармонии, бывший Деловой клуб, ул. Карла Либкнехта, 38а

Учась в Риге, а потом в Москве, Эрнст Неизвестный, приезжая в Свердловск, бывал в этом здании, на пятом этаже которого находилось Свердловское художественное училище. Эрнст Иосифович общался с молодыми художниками, обучавшимися в этом училище – В. Воловичем, Ю. Истратовым, А. Казанцевым, В. Шелестом, О. Голубевым, Л. Трубиной, П. Цаплиным, Ю. Жмаевым, А. Зудихиным, А. Пологовым, Б. Неткачевым, И. Симоновым и другими.  В стенах училища скульптор познакомился со своей будущей женой – Диной Мухиной.

Здание Делового клуба было построено в 1915-1927 гг. по проекту архитекторов К.Т. Бабыкина, Г.П. Валенкова и Е.Н. Короткова (переработавших первоначальный проект К.А. Полкова, планировавшего его как концертный зал  Екатеринбургского Общественного собрания). В 1936 г. дом заняла Свердловская государственная филармония.

  1. Главпочтамт (Дом связи), ул. Ленина, 39.

У этого здания в самом центре города, по воспоминаниям Э.И. Неизвестного, в конце 1940-х гг. он назначал свидания своей будущей жене Дине Мухиной, в то время учившейся в Свердловском художественном училище, где он с ней и познакомился.

Здание было построено в 1933 г. по проекту архитектора К.И. Соломонова в стиле конструктивизма.

Главпочтамт (Дом связи). Фотография Полины Рагулиной
© Полина Рагулина

  1. Дом работников искусств, ул. Пушкина, 12.

В этом доме, где в конце 1940-х – 1950-х гг. располагались Союзы писателей и художников, бывал Э.И. Неизвестный. В.М. Волович вспоминал: «…в то время были мощные застолья… в кафе Дома работников искусств… там и собиралась художественная богема. Неизвестный, бывая здесь, всегда становился центром внимания».  Именно об одной такой встрече со скульптором В. Волович упоминал в своих «Записках художника»: «В каком-то давнем разговоре Эрнст Неизвестный сказал: «Я гений и я знаю это…». В его голосе не было и тени хвастовства. Его наполняла огромная внутренняя сила. Эта же сила наполняла его работы. Масштаб личности был очевиден».

Каменный 2-х-этажный особняк был построен екатеринбургским дворянином А.А. Дрозжиловым в 1870-х гг. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в доме работал часовой магазин купца  А.А. Шварте. Советской властью здание было национализировано, в 1937 г. в нем открылся Дом литературы и искусства.

  1. Жилой дом по ул. Свердлова № 58, кв. 43.

Э.И. Неизвестный бывал в этом доме в период своей жизни в Москве,  в 1956-1957 гг. проживал —  в квартире, которую в середине 1950-х гг. выменяли его родители, когда мать скульптора получила от своей работы комнату «на обмен». В 1975 г. Эрнст Иосифович в последний раз приехал повидать родителей, собираясь навсегда уехать за границу. В 1980 г., после смерти мужа, Бэлла Абрамовна, продав квартиру, уехала из Свердловска к дочери в Латвию.

Здание, как и все другие дома градостроительного ансамбля, построенного в 1950-х гг. по обеим сторонам улицы Свердлова, было выполнено в формах советской «неоклассики».

  1. ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения», бывший завод «Металлист», ул. Свердлова, 6.

Э.И. Неизвестный,  вернувшийся  ненадолго из Москвы в родной город (в связи с усилившимися обвинениями в его адрес – мастера ругали за  «формализм» в его искусстве),  в 1956 – 1957 гг. работает на бывшем заводе «Металлист» (в это время он назывался Свердловским заводом № 50) в качестве ученика литейщика, а затем литейщика.

Завод был основан на Мельковке еще в 1817 г. как казенная  золотопромывальная фабрика, затем на его базе развернула работу механическая фабрика П.Э. Тета, который в 1872 г. продал ее Гасперу Ятесу. Семья Ятесов владела предприятием вплоть до 1919 г., затем оно было национализировано. В 1920-х гг. заводу было присвоено название «Металлист». В 1936 г. завод приступил к выпуску буровых станков, насосов, нефтяных качалок и другой продукции. Зимой 1941 г. в заводских корпусах разместились коллективы эвакуированных предприятий из Москвы, Подольска и Сталинграда, начался выпуск танков. Заводу было присвоено наименование «Свердловский завод № 37», с 1943 г. он получил № 50, в сентябре 1945 г. был передан в ведение Министерства транспортного машиностроения.

  1. Ивановское кладбище.

На этом кладбище был установлен в 1956 г. памятник писателю И. Ликстанову работы Э.И. Неизвестного.

  1. Широкореченское кладбище.

В 1979 г. здесь был похоронен отец Э.И. Неизвестного Иосиф Моисеевич. Скульптор смог впервые посетить могилу отца только в начале 1990-х гг.

  1. Здание Творческо-производственного объединения «Екатеринбургский художественный фонд» (до 1999 г. – ООО «Екатеринбургский творческий комбинат Союза художников России»), ул. Начдива Онуфриева, 47.

В этом здании в 1991 — 1995 гг. располагался «Свердловский творческо-производственный комбинат Художественного фонда РСФСР», преобразованный в 1995 г. в ООО «Екатеринбургский творческий комбинат Союза художников России». В 1999 г. комбинат был упразднен  (на его базе открылось частное предприятие под названием «Творческо-производственное объединение «Екатеринбургский Художественный фонд»).

Э.И. Неизвестный в 1992-1993 гг. трудился в художественных мастерских, располагавшихся в этом здании, над созданием триптиха «Треугольник скорби (Маска скорби)», посвящённого памяти жертвам сталинских репрессий. Им были выполнены модели двух монументов, один в Екатеринбурге, другой —  в Магадане. Последний был открыт в  1996 г., а первый в 2017 г. на 12-км Московского тракта.

  1. Жилой дом по ул. Луначарского, 171.

В этом доме с 1992 по 2018 гг. находилась мастерская друга Э.И. Неизвестного, известного художника-графика В.М. Воловича. В мастерской скульптор побывал в 1992 г., приезжая для выполнения работ по созданию триптиха «Треугольник скорби».

  1. Художественный музей Эрнста Неизвестного, ул. Добролюбова, 14.

Открыт в 2013 г. в каменном двухэтажном здании, имеющем статус памятника истории и культуры. Строительство дома, по мнению специалистов, по стилистическим признакам относится к середине ХIХ в., когда на классицистическую основу уже «наслаивался» декор ранней эклектики. Дом находится на улице, где когда-то проживала семья матери скульптора (на усадьбе Плешковых) и является параллельной той улице, где будущий мастер провел свои первые месяцы жизни.

В 1888 г. владелицей усадьбы под № 14 по улице Госпитальной (так до 1919 г. называлась современная улица Добролюбова) являлась довольно состоятельная мещанка Ульяна Онисимовна Петелина, которая имела купеческое свидетельство на право торговли в Екатеринбурге. После смерти мужа (мещанка была вдовой) ей пришлось заняться его делом, которое так успешно процветало. На Главной торговой площади у мещанки имелись две бакалейные лавки, в которых под присмотром нанятых ею приказчиков шла бойкая торговля. При собственном доме мещанка держала домовую лавку (располагалась слева от него, в каменной постройке). Хозяйство у Петелиных было солидное: на усадьбе, помимо главного особняка – двухэтажного каменного, имелись еще два больших деревянных флигеля, а также все необходимые  хозяйственные службы и баня. Та часть улицы, где находилась усадьба мещанки, была очень оживленной: по соседству, в домах под № 14 и 16, а еще напротив – в доме № 21 — располагались постоялые дворы. А за ними шумела на разные голоса  Хлебная площадь. Петелины оставались владельцами усадьбы вплоть до самой революции.

В советское время дом был национализирован, превратился в коммунальный, поделен на несколько квартир, в которых поселились новые семьи. При строительстве гаража  Правительства Свердловской области в начале 2000-х гг. бывший дом Петелиных, попавший на его территорию, оказался в ведении автохозяйства Правительства, которым и был передан на баланс Свердловского областного краеведческого музея под размещение экспозиции Художественного музея Эрнста Неизвестного.

Людмила Зорина
Краевед | Посмотреть последние публикации