Гигантомахия

Гигантомахия

Обложка: © Ernst Neizvestny © Photo Courtesy Hans Nyhlén

Гигантомахия
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1962-1977
Материал: Бронза
Размер: 76 x 76 x 63 см (левая), 41 x 37 x 37 см (центр), 107 x 74 x 43 см (правая)
Находится в фондах: Художественный музей Циммерли / Университет Рутгерс

Борьба добра и зла, силы и слабости, правды и лжи

Тема взаимодействия человека с технологиями получила яркое воплощение в одном из главных трудов жизни Эрнста Неизвестного – «Гигантомахии» («Битвы гигантов»).

Если Пергамский алтарь в классической древнегреческой традиции был посвящён противоборству гигантов с богами, то проект Неизвестного в более глобальном смысле отражал идеи современности. В основу концепции автор заложил тему борьбы с собственным эго и тех последствий в виде технологических вызовов, с которыми человечество столкнулось в ХХ веке. Это не только идеи противоборства человека с мёртвым металлом, но и борьба добра и зла, силы и слабости, правды и лжи, которая совершается в мире, а, возможно, и в каждом из нас. Неизвестный желал воплотить в жизнь этот проект, равным образом как Огюст Роден свои «Адские врата».

Идея создать «Битву гигантов» появилась у скульптора в 1962 году после его последовательной работы над сериями «Война – это», «Роботы и полуроботы». Объединив свои фигуры в одном крупном произведении, скульптор планировал синтезировать своё искусство. В первоначальном варианте модель проекта представляла собой скульптурную группу в виде полиптиха: гиганта, в грудном отверстии которого в форме сердца находится скульптура «Каин и Авель». В композиции двое душат друг друга, при этом забывая, что корень у них общий. Это аллегория Мастера на историю человечества, историю войн. Руки гиганта тянутся к небу, вопрошая к чему-то высшему, как бы желая освободиться от тяжкого груза внутри себя.

В центральной части «Гигантомахии» скульптор создал «Распятие из раненого солдата», в котором крест прорастает прямо из тела человека. В этой работе Мастер метафорически изобразил борьбу с собственными противоречиями: человек несёт свой крест, его дух не сломлен. Стойкость, по мнению Неизвестного, — то самое свойство, которое служит связующим звеном между элементами полиптиха. Скульптор не рассматривал стойкость как исключительно положительное качество и историческую добродетель. Он видел в ней форму сопротивления[1].

В работе использовались художественные приёмы от абстракционизма, сюрреализма, классицизма до реализма. Символы маски, руки, кентавра и другие узнаваемые образы Мастера, такие как скульптура «Убитый солдат», переплетаясь вместе, формировали единое композиционное целое или же вступали между собой в борьбу. Искусствовед Джон Бёрджер отмечал, что Неизвестный сочетал фрагменты из собственных произведений в других своих работах. «Тем не менее, ясно, что каждый из них слился с новыми элементами и частями, изначально существовавшими обособленно, и приспособившимися к ним», — писал Бёрджер об одной из частей «Гигантомахии», получившей название «Фигура, внутри которой спит другая»[2].

Проект не получил реализации в большом масштабе. В одном из каталогов Неизвестный изобразил «Гигантомахию» в виде фотоколлажа над восьмиполосной автомобильной дорогой в США. В таком монументальном формате и пространстве Мастер видел этот проект. В дальнейшем композиция была сокращена до трёх скульптурных групп, а макет модели после эмиграции был перевезён художником в Европу и США, где был показан на различных выставках.

Источники:

[1] Искусство и кино. 1990. № 1
[2] Джон Бёрджер «Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР». Ад Маргинем Пресс. 2018.

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации