Исход и возвращение

Исход и возвращение

Обложка: © Ernst Neizvestny © Фотография Александра Мальцева / Архив Художественного музея Эрнста Неизвестного

Исход и возвращение
Калм. Буслен болн Босхлен
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1994-1996
Материал: Бронза
Размер: Общая высота монумента совместно с постаментом составляет 4 метра, ширина – 9 метров. Высота скульптуры составляет 2,74 метра, длина – 5,33 метра, ширина – 2,21 метра
Местоположение: Элиста, Россия
Дата открытия: 28 декабря 1996

Когда я делал для Калмыкии монумент “Исход и возвращение”, я окунулся в анналы буддизма. На меня упало огромное количество – тысячи – изображений прекрасных, чудовищных, странных существ. И я вдруг выяснил: а я их давно знаю, с ними знаком. Я всех их уже рисовал в детстве. В изотерии это называется: знание сразу. Хотя ничего не объясняет. Начинаешь доверять идее реинкарнации, которая для меня и сомнительна, и очень пленительна. Потому что она многое объясняет и в нас, и в неравенстве нашем. Вопрос этот для меня открытый, православию такая идея чужда. Наиболее адекватное и простое объяснение – это коллективное подсознательное, по Юнгу. В нас биологически заложены как родовое такие вот тонкие понятия и связи [1].Эрнст Неизвестный о монументе «Исход и возвращение»
Эрнст Неизвестный. «Исход и возвращение». Бронза. 1996. Фотография Александра Мальцева
© Ernst Neizvestny

В 1993 году приближалась трагическая дата — 50-летие депортации калмыцкого народа в Сибирь. Глава республики Кирсан Илюмжинов обратился с просьбой к Эрнсту Неизвестному создать памятник. В августе 1994 года скульптор прилетел в Элисту и в течение последующих своих визитов посещал лотосово поле в Лагане и посёлок Цаган Аман [2].  Художник изучал архивные документы, создал около 500 эскизов и детальных зарисовок. Встречался с творческой интеллигенцией, местными жителями, очевидцами сибирской ссылки. Идея зодчего Сергея Курнеева установить монумент в архитектурном комплексе в виде кургана понравилась Эрнсту Неизвестному.

Проектная модель монумента была выполнена художником в Нью-Йорке, там же отлита в бронзе. Из США работа прибыла в Россию на судне Балтийского Морского пароходства. Из Санкт-Петербурга монументальное произведение весом 3,6 тонны доставили в Элисту в начале декабря 1996 года, а уже 28 декабря 1996 года, во время митинга-реквиема, в Элисте был открыт мемориальный комплекс «Исход и возвращение». Эрнст Неизвестный присутствовал на открытии [3].

Эрнст Неизвестный показывает многочисленные лики и фигуры с максимальным напряжением сил, местами ломая их телесную оболочку. Именно таким, определяющим смысл и суть происходящего образом, выделяются из общей массы головы ревущих лошадей, плачущей овечки – как символ терпимости народа, а также уже безжизненные детские тела. Следы от ног людей, разные по размеру, проникающие сквозь стену, являются отражением идеи реинкарнации всех трагически погибших. В этой деформации присутствует элемент драматизма, который не предполагает подробного описания каждой детали [4].Искусствовед Дельгр Сангаджиева о монументе Эрнста Неизвестного

Каждый год 28 декабря у подножия кургана, где расположен мемориал «Исход и возвращение», проходит день поминовения депортации калмыков.

Эрнст Неизвестный. «Исход и возвращение». Бронза. 1996. Фотография Александра Мальцева
© Ernst Neizvestny

Примечания

[1] Шесть монологов. Новый Журнал, номер 249, 2007 на сайте magazines.gorky.media
[2] Видеобращение Кирсана Илюмжинова, посвящённое 95-летию со дня рождения Эрнста Неизвестного. Kirsan Today
[3] Сангаджиева Д.В. Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» в Элисте – память о депортации калмыцкого народа
[4] Там же.

Источники

Текст подготовил

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации