Маска скорби

Маска скорби

Обложка: © Фотография из архива Камиля Козаева

Маска скорби
Авторы: cкульптор — Эрнст Неизвестный, архитектор — Камиль Козаев
Годы создания: 1990-1996
Материал: Бетон
Высота: 15 метров
Местоположение: сопка Крутая, Магадан

Камиль Козаев в Магадане. Фотография из архива Ирины Зориной-Карякиной
© Ирина Зорина-Карякина

12 июня 1996 года «Маска скорби» была установлена в Магадане на сопке «Крутая». Здесь в сталинское время находилась транзитная тюрьма – перевалочный пункт, из которого заключённых отправляли по колымским лагерям. Центральная скульптура мемориала представляет собой стилизованное лицо человека, из левого глаза текут слёзы в виде маленьких масок. Правый глаз изображён в форме окна с решёткой. С другой стороны огромной 15-метровой железобетонной маски установлены фигура плачущей девочки и так называемое «Магаданское распятие» (аналогичная работа есть в парке скульптур мастера на Шелтер Айленде, в его нью-йоркском доме) — крест, который как бы пронзает человека насквозь. Руки распятого сжаты с невероятной силой, показанной через излюбленный приём художника — мускульное напряжение. Внутри монумента находится копия типичной одиночной тюремной камеры.

Эрнст Неизвестный работал над монументом вместе с архитектором Камилем Козаевым, который предложил превратить памятник в импровизированный музей. Поднимаясь по лестнице и как бы заходя в маску, попадаешь в камеру заключённого, обставленную мебелью и предметами быта из заброшенных лагерей.

Символичным стал выбор места для установки монумента. Вспоминает Камиль Козаев:

Мы нашли такое место на склоне сопки Крутая, которое видно при въезде в город. У подножья этой сопки располагалась в те времена знаменитая »транзитка» — пересыльный лагерь, через который прошли все зэки Колымы. Ландшафт склона сопки в этом месте каменистый, со скупой карликовой растительностью, также соответствовал замыслу и был объединяющим элементом всего мемориала

Из воспоминаний Юрия Карякина, публициста и друга Эрнста Неизвестного:

Июнь 1996 года. Раннее утро. Почти вымерший город, по крайней мере мне так казалось… И вдруг на открытие памятника пошли десятки тысяч людей.

Что это за монумент? Долго идёшь к нему, идёшь в гору, всё время одолеваешь сопротивление земли, и всё время чего-то ждешь. Сам монумент поставлен на сопке так, что усиливается мощный эффект ожидания. И вот перед тобой грубо вытесанное из камня мужское лицо. Катятся слезы – это маленькие человеческие головы, так же плачущие.

Подымаешься внутрь монумента, по простой лестнице с грубыми железными поручнями и… входишь в холодную тесную грубокаменную камеру с маленьким оконцем где-то на самом верху. И тебя охватывает жуткое ощущение, что здесь присутствуют все души, погибшие в ГУЛАГе. Пребывание в камере длится какое-то мгновение (за тобой стоят и ждут люди), но ты на мгновение остаёшься один на один с душами всех погибших. А когда выходишь из камеры чуть – там, внизу, сидит девушка, закрыв лицо руками.

 

Юрий Карякин и Эрнст Неизвестный с супругой Анной Грэм. Магадан, 12 июня 1996 года. Фотография из архива Камиля Козаева
© Камиль Козаев

Читать также

Источники

 

Редактор проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН. Кандидат исторических наук | Посмотреть последние публикации