Обложка: © Ernst Neizvestny / Художественный музей Эрнста Неизвестного
Судьба
Fate
Автор: Эрнст Неизвестный
Годы создания: 1974-1975
Материал: Офорт
Эрнст Неизвестный работал над циклом «Судьба» в 1974-1975 годах. Серия насчитывает более 200 офортных досок. Это работа для художника стала мини-дневником, где он отразил своё мироощущение, переживания и эмоции. «Мир — Человек — Мысль – Я»: именно так искусствовед Николай Новиков определяет содержательные этапы творчества Неизвестного [1].
1. Война и пережитая клиническая смерть оставили след в образах Эрнста Неизвестного, в которых человеческое тело подвергается драматическим преобразованиям и синтезу.
2. На Эрнста Неизвестного оказал влияние русский авангард (творчество Кандинского, Малевича, Филонова).
Основная характеристика серии
1. Анатомия, сухожилия и плоть, метафизика тела. Огромное внимание Неизвестного к анатомии выражается в изображении строения тела, сухожилий, мышц, органов (сердца, кровеносной системы, лёгких). Художник изображает метафизику тела, показывая оголенные мышцы, обозначает напряжение. Эта идея была заимствована и переосмыслена Неизвестным от авангардиста Павла Филонова, который считал важным изображать внутреннею механику человека, человека изнутри.
2. Динамизм. Все эти элементы мира (части человека и формы природы) находятся в движении. Его графические серии выполнены как материализация стремления, движения, порыва. Синтез природы и человека. Поток, бесконечное движение, вечность. Все образы у Неизвестного сливаются в поток. Имя этому потоку — бесконечное движение, бесконечность в пространстве, вечность во времени — постоянная его незавершенность и цикличность.
3. Части тела отторгаются и притягиваются в виде деформированных частей тела. В скульптурах и графике Неизвестного мы видим деформации человеческого тела, отторгающего свои части и одновременно пытающегося привлечь их обратно. Части тела отделяются друг от друга и могут жить своей самостоятельной жизнью, вмещая в себя понятие целого тела. Но отделяются только те части, в структуре которых заложен изобразительный знак (руки, глаза, ноготь же не может быть знаком человека, в то время, как, к примеру, скальп для индейца — символ человека). Неизвестный функционально деформирует образы, ведь в восприятии ребенка человек — это только то, что физически функционирует. Глаза, которые смотрят; нос, рот — щёлки, которые дышат; ноги и руки — палки, которые двигаются. Эрнст Неизвестный – архаик. Он нередко обращается к мексиканскому искусству, где тело человека имеет функцию, а из египетского искусство берёт символьную систему – иероглифы.
4. Части тела — части природы. Человек у Неизвестного — это его части тела, превращённые или превращающиеся в части тела элементы природы. На рисунках Неизвестного, в его скульптурах мы видим человека-камень, человека-дерево, человека-траву. Эрнст разрабатывает тему двойной природы. В своих произведениях он изображает кентавров-гибридов — древних существ, полулюдей, полумашин (влияние культуры ХХ века).
Гротескное тело — это Вселенная. Родовое тело. Тело космическое. Глаза в гротеске не просто смотрят. Они в прямом смысле выпирают из орбит. Они так стремятся смотреть, что убегают из лица, отделяются, чтобы функционировать только как гляделки. Части тела стремятся отъединиться и зажить своей самостоятельной жизнью. Пальцы, фаллосы, носы разрастаются до размеров всего тела, перерастают его и подменяют его. Пальцы великана Гаргантюа становятся горами во Франции. Так, палец — символ человека. Палец — синоним фаллоса. Поэтому и фаллос есть человек. Нос — синоним фаллоса. Нос — тоже человек. Нос — как у Гоголя.
5. Маска. Маска часто запоминается лучше, чем реальное лицо. Для нас лицо куклы живее лица кукловода. Это становится наглядным, если вспомнить телевизионные программы, где одновременно присутствуют люди и куклы.
6. Крик и боль (человек-животное, метаморфоза). Крик — есть то состояние, в котором из головы человека, лишённого кожи и мяса, выходит голова лошади. Крик- есть состояние, когда изо рта человека, судорогой гнева, страха или восторга, летят камни. В понимании художника, для того, чтобы творить, необходимо страдать.
7. Распятие. В графике и скульптуре Эрнст Неизвестный перерабатывает культурно-историческую символику (библейские сюжеты, античная мифология), подвергает её разрушению и разложению. Распятие, для Неизвестного, — это когда из тела человека прорастает дерево-крест.
8. Намеренное искажение логики, осмысленности мира. Художник сделал всё, чтобы уничтожить логику, целесообразность создаваемого им мира.
Источники
- «Эрнст Неизвестный. Судьба». Изд-во: «Третья волна». 1992
- Николай Новиков. «Эрнст Неизвестный: Искусство и реальность». Изд-во: Chalidze publications, 1981
- «Кентавр: Эрнст Неизвестный об искусстве, литературе, философии». Изд-во: Прогресс, Издательский Дом Литера. 1992