Соостер, Юло-Ильмар

Соостер, Юло-Ильмар

Обложка: artefact-gallery.ru

Юло-Ильмар Соостер
Художник, книжный иллюстратор
Дата рождения: 17 октября 1924
Место рождения: Юхтри, Эстонская республика
Дата смерти: 25 октября 1970
Место смерти: Москва, СССР
Дата знакомства с Эрнстом Неизвестным: 1958

Юло-Ильмар Соостер родился 17 октября 1924 в деревне Юхтри на острове Хийумаа. В 1943 поступил в Тартускую высшую художественную школу «Паллас». В 1944 году был мобилизован в немецкую армию санитаром, дезертировал и вернулся на хутор. С 1945 по 1949 год учился в Тартуском государственном художественном институте (бывший «Паллас»). В 1949 году арестован в Таллине по статье 58 УК, как «враг народа», за «принадлежность к антисоветской группе», намеревавшейся захватить самолёт для побега во Францию; отбывал заключение под Карагандой. В июне 1956 года был освобождён, реабилитирован. В этом же году переехал в Москву, где познакомился с художником Юрием Нолевым-Соболевым. С 1957 года Соостер работал в книжных издательствах.

Дружба с Эрнстом Неизвестным

В 1958 году художник познакомился с Оскаром Рабиным, Эрнстом Неизвестным и Борисом Жутовским. В книге «Мой Соостер» (опубликована в 2000 году) вдова художника — Лидия Соостер, вспоминала о дружбе Юло с Эрнстом Неизвестным:

 

Эрнст и Юло были очень похожи друг на друга. Оба сильные, широкие, жаждущие изменения творческих методов, мечтали о разработке своих направлений в искусстве. В то время наши художники зачитывались жизнеописаниями Ж.Брака, Дж.де Кирико, Ф.Марка, рассматривали рисунки Кандинского, Малевича, Мондриана, Миро и Дали. Читали Ионеско и Беккета, Юло не расставался с книгой З.Фрейда. Когда Юло умер, Эрнст, рассматривая рисунки Юло, так задумчиво проговорил: «Как странно! Или я украл этих женщин в рисунках Юло, или он у меня?». Думал, думал и сказал: «Нас с Юло соединяет осознанное напряжение наших творческих сил и поисков, и мы, я думаю, живём уже в 2000-м году». А дело было в 1968-1969-м. Я думаю, что Б. Дижур познакомила Юло с Эрнстом и Борей Жутовским. Боря работал после института в Свердловске и был принят в доме Б. Дижур. Дружили они все до самой смерти Юло.Лидия Соостер о дружбе Юло с Эрнстом Неизвестным

В 1958 году в издательстве «Детгиз» Юло Соостер вместе с Юрием Нолевым-Соболевым получили заказ на книгу Беллы Абрамовны Дижур «Стеклянная река». Для работы над иллюстрациями художники посетили стеклянный завод в Гусь-Хрустальном (Владимирская область).

Юло Соостер был главным проводником западных идей в среде московских неофициальных художников. Примером новой формы творчества стал хэппенинг Соостера в кафе «Артистическое» (Хэппенинг — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет, в отличие от перформанса, чёткого сценария. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем).

Манеж

В 1962 году участвует в юбилейной выставке МОСХа в Манеже. После разгрома выставки Никитой Хрущёвым лишается работы и берёт псевдоним Смородин.

 

Хрущёв прошелся по залу, подошел к голубой картине Юло и спрашивает: «Это что?» «Лунный пейзаж», — отвечает Юло. «А ты, что, был там, мудак?» — стал дико орать Хрущев. А Юло отвечает: «Я так себе представляю». «Я тебя на Запад отправлю, формалист, нет, нет, я тебя вышлю, нет, я тебя в лагерь отправлю!» — продолжал неистовствовать Хрущёв. А Юло отвечает: » Я там уже был». Тогда Хрущев сказал, что нет, не вышлет, а будет перевоспитывать. Юло очень нервничал, а волнуясь, он хуже говорил по-русски, вместо шипящих произносил букву «с». А в газетах потом писали, что художники бекали и мекали, когда говорили с Хрущёвым, а на самом деле это Юло так говорил, но газеты почему-то скрывали, что Юло не очень хорошо говорил по-русски. Восстановить, кто кого пригласил участвовать на выставке, сложновато, но я думаю, что комсомольцев пригласил Белютин с помощью Б. Жутовского, который тогда доучивался у него в студии. Наорав на Белютина и его компанию, изничтожив Соостера, Соболева и Янкилевского, обозвав всех педерастами, Хрущёв собирался продолжать погром, как в зал ворвался Эрнст Неизвестный и потащил его в свой зал показывать скульптуры…Лидия Соостер о выставке в Манеже

В 1960-е Соостер как и многие советские неофициальные художники его поколения (например, Илья Кабаков) работал книжным иллюстратором в различных издательствах. Художник активно создавал иллюстрации к фантастике и научно-популярной литературе. По воспоминаниям современников, именно мастерские Кабакова и Соостера предпочитал посещать Эрнст Неизвестный, так высоко ценивший своё личное время.

25 октября 1970 года Юло-Ильмара Соостера не стало. Он ушёл из жизни в Москве. Похоронен в Эстонии.

 

На студии «Союзмультфильм» была устроена панихида. Был прощальный час. Час молчания. Звучала органная музыка. Я до сих пор не поинтересовалась, что же это были за произведения эстонских композиторов. Плакать я не могла, слёз не было, я как бы окаменела. Олег Целков тихонько тронул меня за плечо и передал мне тюбик краски, я вложила его в руку Юло. Юло лежал в знаменитом черном костюме, в котором был на выставке в Манеже. Пришёл Эрик Неизвестный, смахнул слезу, поцеловав Юло, за ним потянулись прощаться Кабаков, Соболев, Гробман, Янкилевский, Штейнберг и все друзья, художники и родные.Лидия Соостер о похоронах своего мужа

Источник

  • Соостер Л. И. Мой Соостер. – Таллин : Авенариус, 2000

Материал подготовил

Основатель проекта. Ведущий научный сотрудник ХМЭН | Посмотреть последние публикации